Метод нейро-нечеткой оценки пригодности использования графического интерфейса пользователя
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2016. № 5
63
Рис. 1.
Схема расстояний, ис-
пользуемых в законе Фиттса для
оценки времени перемещения кур-
сора к цели
Значения коэффициентов
a
и
b
зависят от характеристик производительно-
сти устройства ввода, опыта пользователя, характеристик его нервной систе-
мы и т. п. Нейрофизиологическая и психомоторная природа этих коэффициен-
тов рассмотрена, например, в работе [3]. При выполнении вычислений и оценке
ввода с помощью компьютерной мыши можно принять
a
= 50,
b
= 150 [4]. Та-
ким образом, закон Фиттса формализует очевидное утверждение: чем ближе и
больше цель, тем проще пользователю навести курсор и выполнить нажатие.
Величина
,
Г S
e
Q
равна суммарной оценке всех переходов между видже-
тами для каждого заданного маршрута
,
1 1
,
i
MN
e
i j
i j
Q Г S
MT
,
где
N
— число маршрутов (вариантов использования), определенных для рас-
сматриваемого интерфейса;
i
M
— число ребер в маршруте
;
i
S
,
i j
MT
— время,
затрачиваемое пользователем для движения по ребру
j
u
в маршруте
.
i
S
Таким
образом, функционал
,
e
Q Г S
характеризует суммарное время, затрачиваемое
пользователем при решении задачи с использованием рассматриваемого вари-
анта интерфейса. Следует отметить, что для первого виджета маршрута время
доступа необходимо вычислять особым способом: так как положение курсора
до начала работы с интерфейсом, как правило, неизвестно, требуется рассчитать
среднее время доступа к данному виджету из всех точек интерфейса.
Оценка удовлетворенности.
Понятие «удовлетворенность» является субъ-
ективным, достаточно размытым и может иметь различные трактовки. Поло-
жительное отношение к интерфейсу можно, например, связать с удобством и
«привычностью» расположения элементов интерфейса относительно друг дру-
га. В реальных интерфейсах одни направления перехода между виджетами бо-
лее предпочтительны, чем другие. Так, ГОСТ 22269−76 устанавливает, что орга-
ны управления, связанные с определенной последовательностью действий опе-
ратора, должны группироваться так, чтобы действия оператора осуществлялись
слева направо и сверху вниз [5]. В принятой модели предложено сосредото-
читься на этом аспекте и определить оценку удовлетворенности
,
s
Q Г S
как
суммарную экспертную оценку всех направлений переходов между виджетами
на всех маршрутах
S
.