В.П. Корвяков
62
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2016. № 5
В соответствии с определением удовлетворенность пользователя — нестрогая и
плохо формализуемая величина, а для формализации эффективности необходимо
определить величины достигнутого результата и использованных ресурсов. В рас-
сматриваемой модели интерфейса результативность принимается полной, т. е.
пользователь всегда полностью достигает поставленную цель.
Оценку пригодности использования интерфейса определим как детермини-
рованный функционал
,
u
Q
аргументами которого являются параметры конкрет-
ного варианта интерфейса. Большее значение функционала
u
Q
должно соответ-
ствовать лучшей пригодности использования. Модель интерфейса, применяемая
в настоящей работе, предполагает оптимизацию расположения элементов интер-
фейса, предназначенных только для ввода информации (кнопки, поля ввода тек-
ста, переключатели и т. п.). Оптимизация элементов интерфейса, используемых
исключительно для отображения информации, в этой модели не рассматривает-
ся. Здесь и далее элементы интерфейса сокращенно называют виджетами.
В рассматриваемой модели взаимодействие пользователя с интерфейсом мо-
жет быть представлено в виде ориентированного графа
,
,
Г X U
где
X
— мно-
жество вершин, которые являются прямоугольными виджетами
, , ,
i
R x y w h
в
пространстве интерфейса;
U
— множество ребер, определяющих перемещения
пользователя от одного виджета к другому. Каждый виджет характеризуется ко-
ординатами левой верхней точки (
x
,
y
) шириной
w
и высотой
h
. Расстояния по
оси
x
отмеряют вправо, по оси
y
— вниз от начала координат, расположенного в
верхней левой точке пространства интерфейса. Любые два различных виджета
одного интерфейса не могут полностью или частично перекрывать друг друга.
Для одного и того же интерфейса в графе
Г
можно выделить маршруты
, , , ,
,
,
,
,
i
j
k r
t
f l
S x u x u x u x
каждый из которых характеризует определенный
вариант использования интерфейса. Под «вариантом использования» понимаем
последовательность действий оператора (нажатий на виджеты), приводящих к
решению одной из задач работы с интерфейсом. Оценку пригодности использо-
вания интерфейса
,
u
Q Г S
можно разложить на два компонента: 1) оценку
эффективности
,
;
e
Q Г S
2) оценку удовлетворенности
,
.
Q Г S
s
Оценка эффективности.
В модели основным показателем эффективности
примем время решения задач с помощью графического интерфейса. Время
наведения курсора на виджет и нажатия на него может быть оценено по закону
Фиттса [2], который, как правило, используют в форме
2
log
1 ,
D
MT a b
S
где
MT
— среднее время, затрачиваемое пользователем на совершение действия
(перемещение указателя и нажатие на объект);
a
— среднее время начала дви-
жения;
b
— коэффициент скорости движения указателя;
D
— расстояние от
начальной точки до границы объекта (рис. 1);
S
— ширина объекта, измеренная
вдоль оси движения.