Previous Page  2 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 14 Next Page
Page Background

Е.И. Старовойтов, Н.Е. Зубов

116

ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2016. № 4

Отличие ЛЛС от радиотехнических систем состоит в том, что они могут

выполнять измерения без ответных устройств, когда необходимо сближение с

некооперируемым КА (аварийным или неуправляемым). Измерения осуществ-

ляются по диффузно отраженному сигналу.

Геометрическая конфигурация корпуса КА также может влиять на погреш-

ность измерений ЛЛС в случае размывания отраженного сигнала элементами

конструкции, однако этот случай реже встречается на практике из-за более уз-

кой по сравнению с радиотехническими системами диаграммы направленности

зондирующего излучения.

Бортовые ЛЛС одновременно осуществляют измерение дальности и скоро-

сти, при этом к точности измерений радиальной скорости предъявляются вы-

сокие требования. Радиальную скорость, как правило, вычисляют конечно-

разностным (дифференциальным) методом по двум измерениям дальности.

Анализ причин погрешности измерений скорости сближения бортовой

ЛЛС на ближнем участке сближения (менее 20 м) и при определении разворота

пассивного КА по тангажу, курсу и крену на дальностях менее 500 м приведен в

работе [4]. Для дальностей более 500 м погрешности измерений скорости сбли-

жения КА бортовыми ЛЛС не оценивались.

Измерения дальности до пассивного КА по диффузно отраженному сигналу

обычно имеют погрешность от единиц до десятков метров. Уменьшение по-

грешности измерения дальности в ЛЛС достигается в первую очередь улучше-

нием точности временнóй привязки зондирующих импульсов и уменьшением

их длительности. При использовании однопорогового устройства временнóй

привязки погрешность измерения может достигать половины длительности

зондирующего импульса [5], что предъявляет требования к типу используемого

лазерного источника и режиму его излучения.

Снижение погрешности измерений позволяет улучшить точность поддер-

жания скорости сближения КА, что уменьшает затраты топлива и повышает

безопасность маневра, поэтому поиск оптимальных параметров приемного

тракта для улучшения результатов измерений и других характеристик ЛЛС яв-

ляется актуальной задачей.

Научная новизна настоящей работы состоит в том, что впервые выполнен

анализ функционирования приемного тракта бортовой ЛЛС при зондировании

диффузно отражающего пассивного КА в диапазоне дальностей 0,5…5,0 км и

получены зависимости от дальности суммарной погрешности измерений даль-

ности для фотодетекторов двух типов. Впервые решена задача оптимизации

приемного тракта бортовой ЛЛС с использованием метода поиска множеств

Парето и обобщенной функции эффективности.

Таким образом, цель работы состоит в анализе факторов, оказывающих

влияние на погрешность измерений при зондировании диффузно отражающего

пассивного КА на средних дальностях, и последующем решении задачи оптими-

зации приемного тракта бортовой ЛЛС.