РАДИОЭЛЕКТРОНИКА
УДК 621.396.99
С. Н. К а р у т и н
МЕТОД КОСВЕННОГО СИНТЕЗА
НАВИГАЦИОННОГО РАДИОСИГНАЛА
НА БОРТУ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА
НА ВЫСОКОЙ ОРБИТЕ
Рассмотрены вопросы совершенствования методов формирова-
ния навигационных радиосигналов космических аппаратов системы
ГЛОНАСС. На основе анализа методов оценки величины задерж-
ки радиосигнала на трассе Земля–космический аппарат предложен
метод косвенного синтеза навигационного радиосигнала космиче-
ского аппарата на высокой орбите за счет прямой ретрансляции
радиосигнала, сформированного земной станцией. Проведена оцен-
ка возможности выполнения требований к взаимной синхрониза-
ции несущих и огибающих колебаний навигационного радиосигнала
при использовании различных диапазонов частот, подтверждаю-
щая возможность практического построения системы формиро-
вания навигационного радиосигнала на основе предложенного ме-
тода. Показаны перспективы развития орбитальной группировки
навигационных космических аппаратов ГЛОНАСС.
E-mail:
Ключевые слова
:
ГЛОНАСС, доступность, точность, навигационный
радиосигнал.
Одним из наиболее приоритетных направленийразвития системы
ГЛОНАСС является повышение точности и доступности навигаци-
онных определений. Для количественной оценки влияния геометрии
рабочего созвездия навигационных космических аппаратов (НКА) на
точность навигационного обеспечения введено понятие геометриче-
ского фактора (ГФ) как отношения среднеквадратическойпогрешно-
сти (СКП) определения координат потребителя к СКП измерения псев-
додальности [1, 2]. Геометрическийфактор также используется для
оценки доступности услуг ГЛОНАСС, которая определяется как про-
цент времени на заданном интервале (сутки, месяц, год, . . . ), в течение
которого пространственныйГФ, рассчитываемыйпо НКА, используе-
мым по целевому назначению, не превышает заданного значения для
любойточки в зоне действия системы.
Результаты исследований[3, 4] показывают, что, например, в гор-
нойместности или в условиях плотнойгородскойзастройки число
НКА, доступных для наблюдения, часто не обеспечивает требуемых
значенийГФ, соответственно, и нужного качества точности и доступ-
ности навигационного обеспечения. В ряде случае в [4] число види-
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2012. № 1 3