а также влияние ионосфернойрефракции. Оценить общую задержку
на распространение можно запросным измерением дальности в одном
частотном диапазоне с помощью служебных радиосигналов, а значе-
ние задержки, вызваннойионосфернойрефракцией, — двухчастотным
методом [7], используя при этом служебныйи потребительскийра-
диосигналы на радиолинии НКА–ЗС. Поэтому в БРТК из принятого
радиосигнала должно быть сформировано два радиосигнала — один
для потребителей, другойдля служебных задач. Последнийсигнал
должен иметь несущую частоту в том же диапазоне, что и радиосиг-
нал ЗС, поскольку в этом случае спектр флуктуацийфазы сигнала не
превышает десятков герц [8], а процесс переноса пространственно-
го распределения поля неоднородностейпредполагается стационар-
ным [9], что позволит приемнику ЗС оценить запаздывание сигнала в
радиолинии. Потребительскийрадиосигнал совместно со служебным
на радиолинии НКА—ЗС может быть использован для оценки влияния
ионосфернойрефракции.
В соответствии с рекомендациям RTCA [10] для обеспечения уни-
фикации навигационнойаппаратуры потребителя, способнойприни-
мать радиосигналы НКА ГЛОНАСС и GPS, а также НКА ГСО/ГСНО,
БРТК должен обеспечить излучение потребительского радиосигнала с
ширинойспектра 22МГц на однойиз используемых в настоящее вре-
мя частот в
L
-диапазоне. В соответствии с Регламентом радиосвязи
[11] для излучения подобных служебных широкополосных радиосиг-
налов на радиолинии ЗС–НКА можно использовать частоты в C- и
Ku-диапазонах.
На рис. 3 приведена структурная схема системы синтеза навигаци-
онного радиосигнала на борту НКА. Формирователь навигационного
сигнала принимает цифровую информацию и сигнал точного времени
из центра управления ГЛОНАСС, сигналы управляемого генератора
(УГ) схемы слежения за задержкой(ССЗ) фазы периодическойдально-
мернойПСП и УГ системы фазовойавтоподстройки частоты (ФАПЧ)
несущих колебаний. С выхода формирователя навигационного сигна-
ла радиосигнал поступает на вход усилителя мощности ЗС, а затем с
помощью направленнойантенны излучается в направлении на НКА,
которыйформирует из него два ответных сигнала.
Одновременно радиосигнал с выхода передающего устройства по-
ступает на вход высокочастотного тракта многоканального приемника,
которыйпозволяет параллельно принимать, сопровождать и обрабаты-
вать все три радиосигнала в независимых цифровых каналах. Каждый
канал следит на несущими колебаниями и огибающейпринимаемых
радиосигналов, что позволяет формировать в навигационном процес-
соре отсчеты первичных измеренийнавигационных параметров для
оценки времени распространения и ионосфернойзадержки.
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2012. № 1 7