Метод оперативного управления образовательными и реабилитационными ресурсами в условиях инклюзивного высшего профессионального образования - page 2

студент-инвалид имеет индивидуальную учебную траекторию и инди-
видуальный набор реабилитационных ресурсов, что является строго
необходимым для выполнения главнейшей задачи — подготовки ква-
лифицированного специалиста, востребованного на рынке труда.
Ресурсное обеспечение образовательно-реабилитационного
процесса.
Образование инвалидов и иных лиц с ограниченными воз-
можностями в условиях инклюзивного ВПО, как правило, подразуме-
вает наличие образовательно-реабилитационного процесса, который
включает в себя образовательные мероприятия и обширную реабили-
тационную составляющую [1]. В настоящей статье будем опираться
на положения и принципы организации подобной работы на примере
действующего Головного учебно-исследовательского и методического
центра (ГУИМЦ) МГТУ им. Н.Э. Баумана, который с 1994 г. реализует
специальные образовательные программы для инвалидов по слуху [2].
ГУИМЦ — организационная структура университета, которая в том
числе играет роль центра ресурсного обеспечения [1], т.е. осуществля-
ет мероприятия по распределению имеющихся специальных образова-
тельных и реабилитационных ресурсов. К
специальным образователь-
ным ресурсам
относятся дополнительные индивидуальные консуль-
тации, тьюторинг, проектный тьюторинг, предметная коррекционная
работа и другие учебные мероприятия [3, 4]. Такие услуги, как пре-
доставление радиоклассов (FM-систем) и других технических средств
реабилитации (ТСР), сурдоперевод, занятия по слухоречевому разви-
тию, консультации по вопросам использования ТСР и др., являются
примерами
реабилитационных ресурсов
центра.
Работа по распределению имеющегося ресурса между контин-
гентом проводится в целях обеспечения наиболее эффективного
образовательно-реабилитационного процесса. Под общим показате-
лем эффективности будем понимать уровень академической успевае-
мости, достаточный для того, чтобы студенты-инвалиды своевременно
выполняли требования учебной программы. Как правило, задача на-
хождения оптимальных величин выделяемого ресурса ложится на
плечи сотрудников-экспертов, которые принимают решение, руковод-
ствуясь собственными знаниями и опытом, а также существующими
нормативными актами и принятыми рекомендациями [5].
Такое ручное распределение ресурсов нельзя назвать оптималь-
ным, так как ввиду объективных причин сотрудники не могут само-
стоятельно определять наиболее эффективные варианты возможного
распределения. Для того чтобы автоматизировать процесс распределе-
ния ресурсов и повысить его эффективность необходимо разработать
математическую модель для задачи распределения ресурсов и решить
эту задачу с помощью существующих методов операционного анализа
[6, 7].
106 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2014. № 3
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook