Поэтому НСЦИ представляет собой достаточно сложный и гро-
моздкий оптико-электронный комплекс, решающий большое число
задач и состоящий из размещенных на защитном пилотажном шлеме
систем индикации и позиционирования, а также аппаратуры, разме-
щенной непосредственно на борту самолета или вертолета.
При создании НСЦИ основные проблемы были связаны с проек-
тированием нашлемных систем индикации и позиционирования, так
как первоначально пилотажный защитный шлем разрабатывался для
защиты пилота при попадании в аварию или при катапультировании.
Затем защитные шлемы стали использоваться для закрепления на них
необходимых устройств жизнеобеспечения пилотов и пилотирования
самолетов: системы для защиты глаз от лазерного излучения, пило-
тажных очков ночного видения, системы связи, кислородных масок,
системы активного понижения шумов и др. В результате эти устрой-
ства перегрузили защитный шлем, что привело к усталости пилотов и,
как следствие, к снижению эффективности их внимания при длитель-
ной эксплуатации вертолетов или самолетов. Во многих случаях, рас-
полагая на шлеме различные устройства, думали только о достижении
поставленных целей, игнорируя условия эксплуатации или эргономи-
ческие требования, предъявляемые к защитным шлемам. Поэтому при
обосновании требований к нашлемной части НСЦИ и при ее проек-
тировании необходимо учитывать эти обстоятельства.
Проводимые за рубежом разработки НСЦИ завершились созда-
нием интегрированных авиационных систем с нашлемными систе-
мами индикации бинокулярного и монокулярного типов (рис. 1) [1]
и нашлемными системами позиционирования оптического, оптико-
телевизионного, электромагнитного, магнитного типов и др.
Отличительная особенность разработанных нашлемных систем по-
зиционирования — это наличие передающей системы, расположенной
на борту летательного аппарата, и приемной части, закрепленной на
защитном шлеме пилота, что увеличивает и без того большие массу
и габаритные размеры пилотажного защитного шлема с нашлемной
системой индикации.
В настоящее время в МГТУ им. Н.Э. Баумана и НПО “Геофизика-
НВ” ведутся интенсивные разработки систем позиционирования,
основанных на бесплатформенных инерциальных блоках (БИБ), вы-
полненных на базе микромеханических акселерометров (ММА) и
гироскопов. При этом, как видно из технической характеристики, си-
стемы позиционирования имеют единый типоразмер и одинаковые
массогабаритные характеристики. Система позиционирования, осно-
ванная на двух ММА, предназначена для измерения углов наклона
изделий, поверхностей и рельефа местности относительно горизонта.
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2008. № 4 57