Распределенная система встроенного контроля технического состояния автомата стабилизации летательного аппарата - page 2

базе бортового ВУ. Так, например, самолет ИЛ-96-300 имеет в соста-
ве своего АС в качестве ВУ — два вычислителя управления тягой,
четыре вычислителя автомата устойчивости и управляемости, три вы-
числителя системы автоматического управления, а также строенные
основные ДПИ. Автомат стабилизации истребителя F-16 (США) име-
ет счетверенную структуру как цифровых вычислителей, так и ДПИ.
В литературе [1] описаны алгоритмы работы и схемы построения СВК
АС на базе бортового ВУ АС. При этом отказность
r
на единицу мень-
ше общего числа идентичных агрегатов
n
, т.е.
r
=
n
1
. В этом случае
полныйотказ канала АС происходит при одном еще работоспособном
агрегате из группы идентичных. Это связано с тем, что коэффициент
полноты проверки
K
пп
, характеризующийвозможность самопроверки
агрегатов, меньше единицы, т.е.
K
пп
<
1
.
В статье [2] описаны алгоритмы работы и схемы построения СВК
АС на базе цифрового бортового ВУ АС, позволяющие избежать этого
недостатка. При быстродействии ВУ АС, существенно (на несколь-
ко порядков) превышающем требования динамики системы самолет–
АС, создается временная избыточность (резерв), т.е. процессор ВУ
простаивает. Эту временную избыточность можно использовать для
предсказания — экстраполяции величин выходных сигналов каждого
идентичного агрегата АС на один такт вперед работы цифрового бор-
тового ВУ АС. Таким образом, для каждого проверяемого агрегата
создается виртуальныйдублер в ВУ и, тем самым, проверяется его ра-
ботоспособность стандартными алгоритмами полностью, т.е.
К
пп
= 1
.
Использование виртуального резерва каждого агрегата АС позволяет
построить структуру АС, в которойчисло возможных отказов будет
соответствовать числу агрегатов, т.е.
r
=
n
. При использовании этого
алгоритма особое внимание должно быть уделено бортовому ВУ АС,
а именно — контролю его работоспособности, поскольку все функции
СВК помимо реализации алгоритма управления и стабилизации вы-
полняет ВУ АС. Этот алгоритм дает возможность понизить кратность
резервирования всех агрегатов, входящих в АС, но выдвигает более
жесткие требования к ВУ АС по быстродействию, отказобезопасности
и объему ЗУ.
При построении различных схем резервированного АС — много-
кратном структурном резервировании отдельных агрегатов АС, ре-
зервировании измерительных базисов ДПИ, использовании методов
прогноза выходных сигналов агрегатов АС — системы контроля рабо-
тоспособности реализуются на базе бортового ВУ АС. В схеме постро-
ения АС ВУ, по сути, является наиболее нагруженным с функциональ-
нойточки зрения агрегатом. Помимо выполнения основнойзадачи —
реализации алгоритмов управления — бортовое ВУ АС задействовано
118 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2008. № 1
1 3,4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook