Автоматический прицел для лесопожарной авиации - page 1

ЛАЗЕРНЫЕ И ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫЕ
СИСТЕМЫ
УДК 629.735.052.5
И. М. И л ю х и н
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПРИЦЕЛ
ДЛЯ ЛЕСОПОЖАРНОЙ АВИАЦИИ
Рассмотрена задача прицельного сбрасывания жидкости на очаг
лесного пожара с авиационного носителя. Проведен анализ свето-
технической обстановки в районе лесного пожара, а также спо-
соба его автоматического обнаружения и определения момента
сброса жидкости. Предложен вариант исполнения автоматиче-
ского прицельного устройства.
Ключевые слова
:
тушение пожаров, пожарная авиация, обнаружение
пожаров, прицельное устройство.
Лесные массивы континентов и поверхность мирового океана явля-
ются основными поставщиками кислорода для нашей планеты, выпол-
няя функцию ее легких. Однако вследствие хозяйственной деятель-
ности человека, а также пожаров площадь лесов на Земле ежегодно
уменьшается со все возрастающей скоростью даже с учетом целена-
правленного их восстановления. Так, если в 900 г. леса составляли
40% территории суши, то спустя 1000 лет — 30%, а в 1990 г. уже
только 20%. По данным Института мировых ресурсов, из 7,5 млн
км
2
исчезнувших в течение XX в. лесов 2 млн км
2
приходятся на два
последних десятилетия. Поэтому одним из важнейших направлений
природоохранного мониторинга является постоянный контроль за со-
стоянием лесных массивов, а также обнаружение лесных пожаров и
оперативное их тушение [1].
Малая авиация, используемая до настоящего времени для пожар-
ной охраны лесов, не обеспечиваетконтроля больших площадей и
требует развитой инфраструктуры и значительных затрат при ее экс-
плуатации. Поэтому оценку состояния лесных массивов России, а так-
же оперативное обнаружение лесных пожаров эффективнее и дешевле
осуществлять с помощью специальной оптико-электронной аппарату-
ры (ОЭА), устанавливаемой на ИСЗ. Наиболее эффективным же спо-
собом борьбы с обнаруженными лесными пожарами (особенно на ста-
дии их зарождения) является, как показала мировая практика, авиация.
Воздушные носители-танкеры обеспечивают быструю доставку огне-
тушащей жидкости к очагам возгорания и надежное их тушение [2].
Конструкция авиационных танкеров и тактика тушения очагов воз-
горания в разных странах различаются, однако сброс пожаротушащей
жидкости при этом во всем мире до сих пор проводится в основном
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2009. № 3 105
1 2,3,4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook