органам на слив жидкости без участия оператора. Полигонные испы-
тания прицела показали, что с его помощью обеспечивалась вероят-
ность накрытия одиночного очага пожара размером 1,5
×
3 м порядка
80. . . 100% в зависимости от направления захода самолета на цель.
Основным недостатком разработанного в НПО “Терма” прицела
следует считать то, что время задержки определяется заранее на по-
лигоне применительно к конкретному типу носителя как функция его
воздушной скорости и высоты полета, а затем в процесс подлета к
очагу пожара вручную вводится в прибор. Кроме того, в ходе прове-
денных испытаний ИК-прицела, который устанавливался неподвиж-
но относительно корпуса самолета–танкера, были выявлены ряд кон-
структивных недостатков и низкая помехозащищенность, в первую
очередь, отсолнечных бликов в виде отраженного откромок облаков
и поверхности водоемов излучения.
Для устранения этих недостатков можно рекомендовать следую-
щий вариантсхемотехнического исполнения ИК-прицела, в котором
при сохранении выбранного принципа работы вводятся следующие
изменения.
Во-первых, оптико-механический сканер заменяется на электрон-
ный, реализуемый линейкой приемников излучения, что существенно
упрощаетконструкцию фотоприемной системы прицела, уменьшает
ее габаритные размеры и массу.
Во-вторых, фотоприемная система прибора либо подвешивается
к корпусу самолета как маятник, либо устанавливается во внешней
рамке гиростабилизатора. Благодаря этому обеспечивается простран-
ственная стабилизация линии визирования от случайных колебаний
носителя по тангажу, исключающая возникновение продольных оши-
бок
Δ
Х
сброса жидкости.
В-третьих, процесс сброса пожаротушащей жидкости полностью
автоматизируется за счет реализации управляющего алгоритма опера-
тивного расчета времени задержки выдачи команды на слив в функ-
ции текущих значений высоты, воздушной и путевой скоростей полета
носителя, а также баллистики сбрасываемой жидкости с учетом тех-
нических особенностей процесса ее слива и установки прицела на
самолете. Оперативный расчет времени задержки может выполняться
либо аналоговым решающим устройством, либо специализированным
микропроцессором. На вход от соответствующих датчиков непрерыв-
но подаются текущие параметры пилотирования самолета (
H, v, w
),
а вручную — баллистический параметр
θ
сбрасываемой жидкости и
постоянная времени системы ее слива
τ
ск
в общем случае с учетом
линейного параллакса установки прицела на самолете.
Наконец, в-четвертых, требуемая помехозащищенность такого
прицела можетбыть обеспечена введением в его состав вспомога-
тельного приемного канала, чувствительного в спектральной области
110 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2009. № 3