Здесь путевая скорость самолета определяется как алгебраическая
сумма его воздушной скорости
V
и скорости ветра
U
, а
A
w
=
A
v
±
UT,
где
A
v
— продольный относ жидкости при отсутствии ветра, а
T
—
время падения жидкости с высоты
Н
полета самолета-танкера. По-
скольку при встречном ветре уменьшаются значения
A
w
и
w
, т о при
таком заходе самолета на очаг пожара время задержки
τ
з
будетувели-
чиваться, что облегчает работу экипажа на этапе вывода самолета на
боевой курс. Кроме того, для исключения продольной ошибки прице-
ливания
±
Δ
Х
из-за случайных колебаний корпуса самолета-танкера
вокруг оси
Z
на углы тангажа
±
v
, линия визирования
ОС
прицела
должна быть стабилизирована в пространстве.
Анализ вариантов схемотехнического исполненияИК прицела.
Согласно вышеизложенному принципу специалисты НПО “Терма” по
заданию Федеральной службы охраны лесов России разработали обра-
зец ИК-прицела для автоматического слива жидкости на очаг лесного
пожара с борта воздушного танкера [5]. Прицел состоит из оптико-
механического сканера, фотоприемной системы, блока электроники
и пульта управления. Сканирующее устройство представляет собой
восьмигранную зеркальную призму диаметром 60 мм, которая враща-
ется с постоянной скоростью. Фотоприемная система включает в себя
двухлинзовый объектив из просветленного кремния (диаметр вход-
ного зрачка 15,3 мм, относительное отверстие 0,5) и неохлаждаемый
приемник излучения на основе соединения PbSe с максимумом спек-
тральной чувствительности на длине волны 3,3 мкм. Угол обзора (ра-
бочая длина одного скана) был выбран равным 24
◦
, что при наклонной
дальности до очага пожара в 140 м (угол наклона
ϕ
0
линии визиро-
вания принятравным 78
◦
) обеспечивало просмотр полосы местности,
перпендикулярной направлению полета, длиной 69 м и шириной 1 м с
геометрическим разрешением 1 м в плоскости на поверхности земли.
На пультуправления были выведены индикатор обна ружения (захвата
прицелом) очага пожара, рукоятка установки времени задержки начала
слива и тумблер включения системы. Угол наклона визирной оси при-
бора
ϕ
o
= 78
◦
выбирался так, чтобы при заданной скорости и высоте
полета самолета-танкера оставалось время для срабатывания исполни-
тельных механизмов слива с учетом баллистики сбрасываемой жид-
кости. Время задержки начала слива определялось для каждого типа
воздушного носителя в полигонных условиях (т.е. экспериментально)
применительно к конкретным значениям скорости и высоты его по-
лета. Такой прицел при появлении в поле обзора (в пределах строки
сканирования) очага пожара вырабатывает электрический сигнал на-
личия цели, который через предварительно введенное оператором в
пультуправления время задержки выдаеткоманду исполнительным
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2009. № 3 109