пожара обычно наблюдаются на окружающем их фоне с температурой
300 K [4].
Обоснование алгоритма работы ИК прицела.
Выбор способа ав-
томатического обнаружения очага лесного пожара и момента сброса
на него пожаротушащей жидкости должен базироваться на хорошо
отработанной теории и технике прицельного бомбометания с горизон-
тального полета. Однако решение поставленной задачи при наличии
бокового ветра и произвольном заходе самолета-танкера на очаг пожа-
ра сильно усложняеткак процесс прицеливания, так и конструкцию
ИК-прицела. Поэтому далее полагаем, что после предварительного ви-
зуального обнаружения очага пожара экипаж самолета-танкера успе-
ваетвыполнить разворот, в результате чего самолетвыйдетна очаг
точно по направлению или лучше против направления вектора ве-
тра, когда его путевая скорость
w
будетнаправлена на очаг и будет
совпадать с продольной осью
X
самолета (рис. 1). Тогда для автома-
тического обнаружения очага или кромки лесного пожара в некото-
рой точке
О
пути самолета можно применить ОЭА пеленгационного
класса, которая просматривает на поверхности земли узкую полосу
(линию), имеющую угловой размер порядка 20. . . 30
◦
под некоторым
постоянным углом
ϕ
п
к верт икали (оси
Y
) перпендикулярно напра-
влению движения самолета — вектору его путевой скорости
w
. Если
горизонтальная дальность
l
0
обнаружения очага пожара будетбольше
продольного относа
A
w
сброшенной в точке
B
жидкости, то в качестве
параметра, определяющего момент ее автоматического сброса, можно
использовать, например, временную задержку
τ
з
выдачи команды на
сброс, которая должна отсчитываться от момента обнаружения очага в
точке
О
. Время задержки на сброс в предположении его мгновенного
исполнения при этом рассчитывается как
τ
з
= (
l
0
−
A
w
)
/w >
0
.
Рис. 1. Прицельнаясхема при сбросе пожаротушащей жидкости с авиационного
носителя-танкера
108 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2009. № 3