Особенности построения средств контроллингапри транспор-
тировке нефтепродуктов.
Приведенные принципы использования ди-
намически порождаемых носителей затрат были применены в рамках
проекта по автоматизации сбыта и транспортировки нефтепродуктов
OST (Oil products Sales and Transportation) в компании ТНК–BP. Реали-
зация выполнена на основе системы SAP R/3 Enterprise и модуля TSW
(Trader and Scheduler’s Workbench) [25], входящего в состав отрасле-
вого решения SAP Oil & Gas. Использование модуля TSW позволило
каждому элементарному факту транспортировки сопоставить внутрен-
ний объект системы — квитанцию TSW [25]. Квитанции TSW поро-
ждаются автоматически при обработке реестров документов или со-
здаются вручную. Для того чтобы реализовать дополнительную функ-
циональность контроллинга с помощью имеющихся в системе средств
разработки [26, 27], были разработаны дополнительные компоненты,
обеспечивающие:
•
создание динамически порождаемого носителя затрат одновре-
менно с каждой квитанцией TSW. Этот носитель затрат содержит спи-
сок видов услуг, оказанных по данной квитанции (транспортировке) и
суммы затрат по этим услугам;
•
создание динамически порождаемых носителей предполагаемых
и фактических затрат, называемых расчетами. Расчет порождается,
если в реестры входных документов поступает информация о пред-
полагаемых суммах оказанных услуг, но счета за эти услуги еще не
поступили. Расчет содержит список видов услуг, суммы предполаг ае-
мых и фактических затрат по этим услугам. Каждый расчет ссылается
только на одну квитанцию TSW. На основе одного реестра входных
документов может быть порождено много расчетов. Расчеты, поро-
жденные на основе разных реестров и содержащие суммы по разным
услугам, могут ссылаться на одну и ту же квитанцию TSW.
Необходимость использования двух видов носителей затрат обу-
словлена тем, что во многих случаях поступающие счета содержат
только итоговые суммы. Например, от ОАО “РЖД” поступает общий
счет за транспортные услуги. Для того чтобы корректно распределить
эти затраты в зависимости от маршрута транспортировки, оснаще-
ния вагонов и других факторов, нужно предварительно ввести реестр
документов по отгрузке с нефтеперерабатывающего завода с указани-
ем предполагаемых сумм за транспортировку каждой цистерны. По-
сле поступления итогового счета содержащиеся в нем суммы затрат,
должны быть распределены на расчеты, а те, в свою очередь, — на
квитанции TSW.
Кроме того, использование механизма расчетов позволяет при за-
крытии периода учесть понесенные затраты даже тогда, когда постав-
щики услугне успели выставить счета.
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2009. № 1 105