Если применять стандартные средства контроллинга, то для каж-
дой единицы транспортировки (рейс железнодорожной цистерны, про-
качка по трубопроводу, рейс танкера и т.д.) необходимо вручную созда-
вать заказ на контроллинг[21], в котором будут учтены все затраты по
этой транспортировке. Для каждой партии нефтепродуктов необходи-
мо вручную создавать обобщенные заказы контроллинга, на которые
будут переноситься затраты с заказов, отражающих единичные эта-
пы транспортировки по всей логистической цепочке. Ведение такой
системы заказов потребует привлечения нескольких десятков контрол-
леров и значительных ресурсов серверов.
Приведем относящиеся к транспортным отраслям примеры приме-
нения стандартных средств контроллинга, приводящих к значитель-
ным затруднениям при эксплуатации системы управления.
Гражданская авиация.
При каждой посадке самолета принимаю-
щий аэропорт выставляет счет авиакомпании, в котором суммы сборов
зависят от времени суток, длительности стоянки, оказанных услуг, чи-
сла перевозимых пассажиров и многих других факторов. Всего между-
народные правила воздушных перевозок насчитывают более 600 видов
тарифов. Если борт полностью арендуется для выполнения коммерче-
ского рейса или предоставляется другой авиакомпании в качестве под-
мены, то, как правило, все счета на затраты, связанные с дополнитель-
ными услугами или задержками по вине клиента, перевыставляются.
Затраты, связанные с типовым обслуживанием и полетом по заранее
оговоренному маршруту, входят в договорную цену рейса.
Естественно, что для обеспечения полноценного учета затрат в
рамках стандартной функциональности необходимо для каждого по-
лета создавать один или несколько контроллинговых заказов [21], в
которых будут учитываться затраты по выполненному рейсу. Ведение
описанной системы заказов при наличии в авиакомпании нескольких
десятков воздушных судов и выполнении ими одного–двух рейсов в
день потребует контроллинговой группы численностью несколько че-
ловек.
Автотранспорт.
Средняя коммерческая автотранспортная компа-
ния может иметь несколько сотен автобусов или грузовых автомоби-
лей. Например, компания Мосгортранс имеет более 10 000 автобусов.
Для того чтобы эффективно планировать деятельность с учетом рен-
табельности, необходимо учитывать затраты и доходы по каждому
коммерческому рейсу в случае междугородних перевозок или за ка-
ждый день работы на маршруте при городских перевозках. Затраты на
каждый рейс зависят от времени в пути и длины маршрута и включа-
ют в себя стоимость топлива, заработную плату водителя, затраты на
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2009. № 1 101