нием затрат на носитель пользователь должен создать его основную
запись вручную.
Однако практический опыт внедрения систем SAP ERP и Microsoft
Dynamics AX в нескольких отраслях показывает, что существующая
архитектура средств контроллинга недостаточно гибкая и не может
покрыть всех потребностей учета затрат при автоматизации предпри-
ятий. Продемонстрируем это на следующих примерах.
Нефтегазовая отрасль.
Применение стандартных средств кон-
троллинга ERP системы приводит к значительным затруднениям при
эксплуатации системы управления [19, 20]. Крупная нефтяная ком-
пания продает ежедневно десятки (а некоторые — сотни) тысяч тонн
нефтепродуктов, произведенных как из собственного, так и из
да-
вальческого
сырья. Эти нефтепродукты доставляются потребителям
разными транспортными средствами: железнодорожными цистерна-
ми; по трубопроводам; речными и морскими наливными судами; ав-
тотранспортом.
Из перечисленных транспортных средств все подвижные — желез-
нодорожные цистерны, речные и морские наливные суда и автоци-
стерны — могут быть как собственными, так и арендованными.
Часто в процессе доставки нефтепродуктов осуществляется не-
сколько перевалок с одного вида транспорта на другой. Нефтепро-
дукты могут накапливаться в промежуточных емкостях (например,
в портовых терминалах, ожидая отправки танкером). Каждый этап
транспортировки и хранения, каждая перевалка связаны с нескольки-
ми видами затрат и влекут за собой потери транспортируемых неф-
тепродуктов. Эти потери, в свою очередь, могут быть как в пределах
установленных норм, так и сверхнормативными.
Поставщики услуг(экспедиторы, перевальщики, арендодатели
и др.) выставляют счета за оказанные услуги головной нефтяной
компании. В зависимости от условий договоров с поставщиками и
покупателями нефтепродуктов счета на эти затраты должны быть пе-
ревыставлены поставщику или покупателю. Момент перевыставления
счета покупателю или поставщику, как правило, связан с моментом
перехода права собственности на нефтепродукты.
При транспортировке нефтепродуктов возникают следующие ти-
пичные ситуации:
— нефтеперерабатывающий завод отгружает ежедневно несколько
тысяч железнодорожных цистерн продукции;
— одна из цистерн при транспортировке дала течь;
— несколько десятков цистерн были слиты в один резервуар, часть
содержимого из которого была отправлена по трубопроводу.
100 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2009. № 1