линейной задачи назначения (выбора). При этом основные показатели
в приложении к целераспределению — это среднее число обслужен-
ных объектов и/или время обслуживания и др. В другом примере [3] на
основе достаточно общих необходимых условий Куна–Таккера рассма-
тривается задача нелинейного распределения с показателем среднего
числа необслуженных объектов с учетом важности (введением весов
объектов) при насыщенном налете.
Как правило, предполагается развитая конфигурация систем и од-
новременность обслуживания [4, 5]. В морской системе ПВО, сосре-
доточенной на одиночном корабле, в силу специфики оба свойства
отсутствуют. Поэтому целераспределение, тем более в условиях на-
сыщенного налета, необходимо базировать на ранжировании целей с
формированием скалярного или векторного показателей обобщенного
(потенциального и/или реального) предотвращаемого ущерба по груп-
пе объектов ЛС ВБ.
Предлагаемый алгоритм распределения ресурсов формирует по-
следовательность обслуживания объектов ЛС ВБ с учетом текущей
ситуации и при разных вариантах взаимодействия позволяет выбрать
оптимальное управление с учетом прогноза развития конфликтной си-
туации.
Для примера рассмотрим следующие типы объектов ЛС ВБ: КР —
крылатые ракеты, ПРР — противорадиолокационные ракеты, СР —
самолеты-ракетоносцы, самолеты разведки, постановщики помех. Для
каждого выбранного объекта ЛС ВБ определяется вероятность выпол-
нения поставленной ему задачи. Для КР — это поражение корабля
(попадание КР в борт корабля), для ПРР — выведение из строя из-
лучающих средств корабля (попадание ПРР в средства обнаружения
и наведения), для СР — самолета-ракетоносца — пуск КР (выведение
самолета в определенную зону пространства); для самолета развед-
ки — передача сведений (нахождение самолета определенное время в
зоне разведки); для самолета-помехопостановщика — постановка по-
мех (нахождение самолета определенное время на дальности действия
помех) и т.д. Значение этой вероятности для каждого типа объекта и
разных точек его возможного положения предварительно вычисляется
и заносится в базу данных. Для каждого типа объекта из базы дан-
ных берется значение урона, наносимого этим объектом кораблю при
условии выполнения объектом поставленной задачи.
Показатель предотвращаемого ущерба.
В качестве критерия вы-
бора оптимального варианта рассматривается максимизация ожидае-
мой эффективности системы ПВО — минимизация ущерба, наносимо-
го кораблю при реализации данного варианта обслуживания. Общая
4 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2006. № 2