целях координатно-временн´ого и навигационного обеспечения 37 КА
(по первоначальным данным 35 КА).
Региональная квазизенитная НСС QZSS будет состоять из 3–7 КА
на геосинхронных эллиптических орбитах. Спутники этой системы
выводятся на высокую эллиптическую орбиту (около 12 ч в сутки угол
возвышения спутника будет обеспечиваться более 70
◦
, т.е. спутники
располагаются практически в зените, отсюда и название системы).
Орбиты выбраны так, чтобы их подспутниковые точки описывали од-
ну и ту же трассу с одинаковыми временн ´ыми интервалами. Таким
образом, гарантировано постоянное нахождение как минимум одного
аппарата в зените, что очень важно для гористой местности и для горо-
дов с высокими зданиями. Система позволяет только уточнять данные,
полученные с помощью GPS, что ставит ее в некоторую зависимость
от системы США.
В табл. 2–3 указаны параметры орбит ОГ НСС, по которым моде-
лировались приведенные далее навигационные характеристики.
Индия, как Китай и Япония, намерена развернуть региональную
спутниковую систему, полноценное функционирование которой пла-
нируется достичь в 2014 г. Спутниковая группировка IRNSS будет со-
стоять из трех спутников на геостационарных орбитах (34
◦
восточной
долготы, 83
◦
восточной долготы, 132
◦
восточной долготы) и четырех
спутников на геосинхронных орбитах с наклонением 29
◦
.
Выводы по тенденциям развития зарубежных ОГ.
Главное на-
правление развития глобальных НСС в мире таково, что основные
мировые державы и объединения (США, Россия, Европейский союз,
Китай) создают собственные НСС, причем так, чтобы обеспечить наи-
большую доступность на своей территории при сложных условиях
навигации (высоком уровне затенения). Для этого число НКА в ОГ
доводится минимум до 27–30. Это позволяет сохранить странам эко-
номическую самостоятельность и навигационную независимость при
любых тенденциях развития мировой политики в ближайшей и отда-
ленной перспективе.
Имеет место и другая, на первый взгляд, противоречащая тенден-
ция — объединение по возможности всех ОГ в единую ОГ мировой
навигационной системы (GNSS). Для этого в навигационном мировом
пространстве осуществляются различные мероприятия, связанные с
развитием взаимодополняемости отдельных НСС (в части сигналов,
шкал времени, систем координат), тем более, что существующая в
настоящее время политическая ситуация этому способствует.
Интеграция различных НСС (ОГ) в единую систему дает суще-
ственный выигрыш как по точности, так и по доступности навигации.
В частности, интеграция ГЛОНАСС и GPS обеспечивает практиче-
ски стопроцентную глобальную доступность навигации при высоких
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2014. № 1 11