метеоусловия на всех этапах полета. Несмотря на значительные дости-
жения в области метеорологических наблюдений и прогноза опасных
для полетов метеорологических явлений, более 30% серьезных авиа-
ционных инцидентов и 40% авиационных происшествий с человече-
скими жертвами связаны с влиянием метеорологических факторов на
полеты ВС. Одной из основных причин авиационных происшествий
и катастроф является быстрое устаревание метеорологической инфор-
мации, а также недостаточная достоверность прогнозов погоды как по
маршруту полетов самолетов, так и в районе аэродрома [3, 4].
Всемирной метеорологической организацией (ВМО) с 1980-х го-
дов введена Всемирная система зональных прогнозов, чтобы поста-
влять странам-участникам единообразную прогностическую инфор-
мацию о ветре, температуре, давлении и влажности на высотах, не-
обходимую для использования в АС планирования полетов. Метеоин-
формация распространяется в электронном виде в специальном фор-
мате GRIB, который заменил Aeronautical Data Format (ADF) — аэро-
навигационный формат данных;
GRIB (GRIdded Binary) — формат предоставления и передачи дан-
ных, используемый в метеорологии для хранения исторических и про-
гнозируемых данных о погоде. Он был стандартизирован комиссией
по основным системам ВМО, известен под номером GRIB FM 92-IX
и описан в 306 номере руководства ВМО по кодам [5, 6].
Для построения наиболее точной четырехмерной траектории ВС,
необходимо иметь информацию о всех внешних факторах, которые мо-
гут влиять на ВС. В современных системах обычно используют метео-
информацию о зональной и меридиональной составляющей скорости
ветра, передаваемую в GRIB формате. Реже используют информацию
о температуре, давлении и относительной влажности. Метеоданные,
передаваемые в GRIB формате, обычно привязаны к узлам сетки с
шагом 1250 м, что не позволяет обеспечить высокую точность плани-
рования полетов [6, 7].
Основной причиной низкого качества планирования является боль-
шой шаг сетки и отсутствие необходимых вычислительных мощно-
стей для обработки файлов с меньшим шагом сетки. При уменьшении
шага сетки в 10 раз, с 1250 до 125 м, размер данных, которые нуж-
но передать, увеличится в 10 раз. Средний объем метеоинформации
о скорости ветра, покрывающей территорию РФ, за день составляет
∼
250
КБ. Данный прогноз содержит информацию о зональной и ме-
ридиональной скоростях ветра в узлах сетки с шагом 1250 м вдоль
меридиана и данные о 11 слоях с 99. . . 1000 гПа.
При увеличении плотности узлов сетки в 10 раз получается
∼
2
,
5
МБ без увеличения плотности по высоте. При уменьшении
шага по высоте в 2 раза объем данных составит 5МБ. Это объем
48 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2015. № 6