их движения, а также непосредственное управление этим движением
(передача информации, помощь в аварийных ситуациях, предотвра-
щение таких ситуаций и т.д.). Эти функции в соответствии с действу-
ющим воздушным кодексом возложены на органы единой системы
управления воздушным движением (УВД). Кроме того, часть функций
по управлению движением ВС возложена на ведомственные органы
управления. Они действуют в пределах установленных для них рай-
онов и зон. Конечная цель этих органов управления — обеспечение
безопасности, регулярности и эффективности полетов. В действую-
щей системе управления ведущая роль принадлежит единой системе
УВД. Она имеет главный, зональные и региональные центры. Все
воздушное пространство РФ поделено на секторы. Часть секторов за-
резервирована для военных целей, часть — для гражданских целей.
Военными секторами управляют ВВС.
Процесс оперативного управления включает в себя планирование,
координирование и непосредственное УВД. Планирование воздуш-
ного движения выполняется с учетом пропускной способности воз-
душного пространства, аэродромов и возможностей органов УВД в
обеспечении управления. Различают предварительное планирование
(за несколько суток до дня полета) — для составления расписаний
полетов, потоков движения ВС, графиков использования аэродромов
и т.д. Суточное планирование — накануне дня полетов. Текущее —
в процессе выполнения суточного плана полетов для корректировки
условий полетов отдельных ВС.
Гражданские, военные и другие ведомства имеют собственные пла-
ны полетов. Их необходимо координировать между собой. Координи-
рование заключается в согласовании планов полетов различных ве-
домств в соответствующих районах и зонах, включая перераспределе-
ние потоков движения ВС по воздушным трассам страны [1, 2].
В современных автоматизированных системах (АС) УВД большое
внимание при планировании полетов уделяется расчету 4D-траектории
ВС по данным плана полета, причем повышение достоверности та-
кого расчета является актуальной задачей, поскольку данные расче-
та используются в задачах распределения плановой информации по
диспетчерским рабочим местам, а в системах планирования — для
определения загрузок секторов УВД и других элементов воздушного
пространства.
Высокие требования к достоверности информации, на основе ко-
торой принимаются решения в системах планирования воздушного
движения, требуют учета как можно большего числа факторов при
расчете траектории, в противном случае эффективность принимаемых
решений в процессах планирования будет снижаться. Для эффектив-
ного планирования и координирования полетов необходимо учитывать
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2015. № 6 47