Особенности автоматизации библиотеки вуза.
В настоящее вре-
мя российскими разработчиками программного обеспечения создан
целый ряд систем автоматизации библиотек, получивших широкое
распространение: “ИРБИС” (ГПНТБ России и Ассоциация ЭБНИТ),
“Библиотека” и “Эйдос” (Библиотечная Компьютерная Сеть), “МАРК”
(Информ-система), “Руслан” и “Нева” (Открытые библиотечные систе-
мы), “OPAC” (ДИТ-М) и др. [1–4]. Названныесистемы отличаются по
функциональности и построены с использованием различных техно-
логий. Большинство из них — это системы общего назначения. Среди
них нет специализированных АБИС, полностью пригодных для ис-
пользования в библиотеках вузов. Отметим, что многие универсаль-
ныеАБИС имеют специальныемодули, позволяющиеиспользовать
их в качестве АБИС для библиотеки вуза (например, модуль книго-
обеспеченности), но имеющихся компонентов недостаточно для пол-
ноценной автоматизации функций вузовской библиотеки. В частно-
сти, в университетских библиотеках существует потребность автома-
тизировать процессы массовой выдачи литературы в начале учебных
семестров, процессы передачи данных о студентах в АБИС из ин-
формационных систем других подразделений университета и др. В
библиотеке университета существуют пункты обслуживания (абоне-
менты и читальные залы) для читателей разных категорий и АБИС
вуза должна обеспечивать автоматизацию функций распределения по-
ступающих заказов литературы между пунктами обслуживания. Кроме
того, в университетскую АБИС целесообразно включить реализацию
таких процессов, как изготовление читательских билетов, управление
партиями поступающей литературы, работа со стандартными класси-
фикаторами и рубрикаторами (УДК, ГРНТИ, ББК), поддержка соб-
ственного предметного рубрикатора и др.
В результате анализа принципов построения пользовательских ин-
терфейсов многих АБИС было выявлено, что в большинстве случаев
они ориентированы на данные, а не на задачи, которые должна решать
АБИС. В подобных системах пользователю приходится четко предста-
влять модель данных системы. Выполняя ту или иную задачу во время
эксплуатации системы, пользователь должен мысленно составить план
действий и определить, какие изменения нужно внести в базу данных
для достижения цели, а затем с использованием пользовательского ин-
терфейса внести нужные изменения в базу данных. Например, чтобы
продлить читательский билет, сотрудник библиотеки должен открыть
таблицу читателей, найти данные нужного читателя и изменить для
него поле “Срок действия читательского билета”. Пользовательский
интерфейс, ориентированный на задачи, строится по иным принци-
пам: пользователь сообщает системе, какую задачу ему необходимо
22 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2007. № 4