продление читательских билетов и учет перемещений читательских
формуляров между отделами обслуживания.
Обслуживание фонда полнотекстовых электронных документов
— подсистема, автоматизирующая процессы, связанные с приемом,
хранением и представлением электронных документов. Поступающие
документы включаются в общий электронный каталог библиотеки.
Подсистема обслуживания фонда электронных документов позволяет
хранить электронные документы в различных форматах. Примерами
электронных документов, характерных для библиотеки университета,
являются электронные копии учебно-методических пособий, авторе-
фераты защищаемых в университете диссертаций, электронные вер-
сии которых предоставляются самими соискателями, а также учебные
и методические пособия, создаваемые преподавателями университета
в электронном виде.
Электронные документы, размещаемые в фонде, доступны для
просмотра читателями через электронный каталог библиотеки. Для
документов, создаваемых сканированием печатного оригинала, может
выполняться оптическоераспознаваниетекста. В настоящевремя в
рамках АБИС “Яуза” разрабатывается версия подсистемы, в которой
распознавание сканированного текста будет выполняться автоматиче-
ски при помощи внешнего компонента ABBYY FineReader Engine.
Поскольку вероятность появления ошибок в автоматически распознан-
ном тексте велика, для реализации поиска в электронном каталоге по
полным текстам разрабатывается специализированный вероятностный
метод поиска, способный игнорировать некоторые ошибки оптическо-
го распознавания, повышая качество поиска и делая доступным пол-
нотекстовый поиск для читателей.
Выдача и прием литературы.
Подсистема выдачи и приема лите-
ратуры автоматизирует следующие процессы: идентификацию чита-
теля по билету нового образца путем считывания идентификацион-
ного штрих-кода, регистрацию фактов выдачи и возврата литературы
в АБИС путем считывания штрих-кодов книг при помощи штрих-
кодовых сканеров; печать на специальных чековых принтерах чека-
документа, который, будучи подписанным читателем, является под-
тверждением факта выдачи книги, отслеживание выданных читателю
книг; установку и продление срока действия читательского билета;
блокирование доступа читателя к сервисам библиотеки в случае исте-
чения срока действия билета.
Внедрение подсистемы автоматизированной выдачи происходит
поэтапно, с постепенным увеличением числа выдаваемых книг и об-
служиваемых категорий читателей, так как требует наличия штрих-
кодов на всех книгах и наличия читательских билетов нового образца
у всех читателей.
30 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2007. № 4