3%, а для зондирующих пакетов размером 1460 байт — более 3%.
Интенсивность зондирования
λ
= 1
,
5
кадр/с (интервал между кадра-
ми
Δ
T
= 0
,
667
с) не влияет на качество телевизионной трансляции,
что подтвердилось отсутствием снижения интенсивности принимае-
мых хостами H2 и H3 телевизионных кадров (25 TV-кадр/с соответ-
ствует интенсивности на канальном уровне 300 кадр/с для стандарта
MPEG-2).
При создании 50%-ной нагрузки интерфейса между S1 и SW3
следует ожидать вероятности блокировки ресурса
p
b
= 0
,
5
; при этом
значение RTT должно быть равно 8520 байт-тайм для коротких зонди-
рующих кадров и 42 900 для длинных пакетов. Однако реально наблю-
даемые экспериментальные значения оказываются существенно ниже.
Соотношение RTT свидетельствует о том, что для коротких зондиру-
ющих кадров вероятность блокировки
p
b
= 0
,
48
, а для длинных —
p
b
= 0
,
21
. Это можно объяснить только влиянием приоритетности об-
служивания очередей в интерфейсах коммутатора SW3 и в аппаратно-
программном тракте стека протоколов TCP/IP сервера S1. Об этом
же свидетельствуют результаты зондирования ненагруженного в этот
момент сервера S2 (нагрузка с H4 поступает на S1). Наблюдаемые
значения RTT 4925 байт-тайм соответствуют вероятности блокиров-
ки
p
b
= 0
,
145
для зондирования пакетами размером 64 байта. При
50%-ной загрузке пропускной способности оконечного сегмента меж-
ду SW3 и S1 наблюдается также потеря информации телевизионных
кадров, составляющая около 8% потока, т.е. соответствующий хост
принимает с интенсивностью 23 TV-кадр/с при интенсивности пере-
дачи 25 TV-кадр/с.
При увеличении нагрузки на ресурсы сети до 95% (четвертый
столбец таблицы) повышаются значения RTT для всех режимов зон-
дирования, однако это повышение не является линейным. Вместо ожи-
даемой вероятности блокировки, близкой к единице, результаты зон-
дирования соответствуют значениям
p
b
= 0
,
675
при коротких кадрах
и
p
b
= 0
,
22
при длинных кадрах. С уменьшением интенсивности до
22 TV-кадр/с ухудшается качество приема программ с сервера S1, что
становится заметно визуально. Результаты проведенных эксперимен-
тальных исследований подтверждают необходимость соблюдения пра-
вила доступности ресурсов при проектировании транспортных подси-
стем корпоративных сетей, так как блокировка возможна во всех ре-
сурсах транспортной подсистемы и источников информации, востре-
бованность которых в данный момент времени реальными процессами
в сети не исключена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Б о й ч е н к о М. К., И в а н о в И. П. Мониторинг ресурсов узлов корпоратив-
ной сети // – Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана . Сер. Приборостроение. – 2010.
– № 2. – C. 114–120.
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2010. № 3 117