Моделирование угроз информационной безопасности бортовых вычислительных средств самолета
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2016. № 6
87
анализ состава КБО ЛА с учетом перспектив его развития;
анализ атак на ИБ КБО, возможность которых ограничена физической
реализуемостью;
выявление условий возникновения спровоцированных лавинных сбоев и
отказов.
Основные результаты аналитического обзора и проведенных исследова-
ний.
В проектах известных сегодня отечественных образцов бортовых цифровых
вычислительных систем (БЦВС) [5–8] в качестве внутрисистемного интерфейса
используются интерфейсы ARINC664 (Gigabit Ethernet 1000Base-SX, AFDX),
CompactPCI (PICMG 2.0, D3.0), PCI Express, RapidIO, VME64x и др. В рассмотрен-
ных публикациях отмечается, что построение БЦВС на основе параллельных
внутрисистемных интерфейсов типа CompactPCI, PCI Express, RapidIO
(LP-LVDS), VME64x с большим количеством проводников во внутрисистемном
интерфейсе сегодня не может обеспечивать высокую отказоустойчивость БЦВС
при работе интерфейса в гигагерцовом диапазоне частот и, следовательно, отказо-
безопасность работы БЦВС в целом. Но даже отсутствие отказов не исключает
возникновение сбоев. Следует отметить, перспективная архитектура БЦВС
базируется сегодня на сетевых технологиях с применением высокоскоростных по-
следовательных внутрисистемных интерфейсов, допускающих коммутацию элек-
трических межмодульных соединений и, следовательно, возможность построения
динамически реконфигурируемых вычислительных структур. А это может поро-
дить вероятное возникновение лавинообразных либо волновых сбоев в процессе
их функционирования. Примером перспективной БЦВС, построенной на основе
унифицированных конструктивно-функциональных модулей, является комплекс,
разработанный в АО «ОКБ «Электроавтоматика» им. П.А. Ефимова» [6]. В каче-
стве функциональных модулей (ФМ) в нем выступают:
– вычислительные модули, производящие расчеты для управления полетом
ЛА;
– модули ввода-вывода, обеспечиваю-
щие функции обмена данными по всем ка-
налам;
– графические модули, обрабатываю-
щие изображение для его вывода на сред-
ства бортовой индикации;
– модули постоянной памяти (МПП),
предназначенные для хранения системного
программного обеспечения.
В основу архитектуры вычислительной
системы положены сетевые топологии
коммутации модулей «двойная звезда» и
«полносвязная сеть» (рис. 1).
Схема, представленная на рис. 1, обес-
печивает повышение надежности благода-
Рис. 1.
Структурная схема сетевой
топологии БЦВС