Previous Page  3 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 12 Next Page
Page Background

Моделирование угроз информационной безопасности бортовых вычислительных средств самолета

ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2016. № 6

87

анализ состава КБО ЛА с учетом перспектив его развития;

анализ атак на ИБ КБО, возможность которых ограничена физической

реализуемостью;

выявление условий возникновения спровоцированных лавинных сбоев и

отказов.

Основные результаты аналитического обзора и проведенных исследова-

ний.

В проектах известных сегодня отечественных образцов бортовых цифровых

вычислительных систем (БЦВС) [5–8] в качестве внутрисистемного интерфейса

используются интерфейсы ARINC664 (Gigabit Ethernet 1000Base-SX, AFDX),

CompactPCI (PICMG 2.0, D3.0), PCI Express, RapidIO, VME64x и др. В рассмотрен-

ных публикациях отмечается, что построение БЦВС на основе параллельных

внутрисистемных интерфейсов типа CompactPCI, PCI Express, RapidIO

(LP-LVDS), VME64x с большим количеством проводников во внутрисистемном

интерфейсе сегодня не может обеспечивать высокую отказоустойчивость БЦВС

при работе интерфейса в гигагерцовом диапазоне частот и, следовательно, отказо-

безопасность работы БЦВС в целом. Но даже отсутствие отказов не исключает

возникновение сбоев. Следует отметить, перспективная архитектура БЦВС

базируется сегодня на сетевых технологиях с применением высокоскоростных по-

следовательных внутрисистемных интерфейсов, допускающих коммутацию элек-

трических межмодульных соединений и, следовательно, возможность построения

динамически реконфигурируемых вычислительных структур. А это может поро-

дить вероятное возникновение лавинообразных либо волновых сбоев в процессе

их функционирования. Примером перспективной БЦВС, построенной на основе

унифицированных конструктивно-функциональных модулей, является комплекс,

разработанный в АО «ОКБ «Электроавтоматика» им. П.А. Ефимова» [6]. В каче-

стве функциональных модулей (ФМ) в нем выступают:

– вычислительные модули, производящие расчеты для управления полетом

ЛА;

– модули ввода-вывода, обеспечиваю-

щие функции обмена данными по всем ка-

налам;

– графические модули, обрабатываю-

щие изображение для его вывода на сред-

ства бортовой индикации;

– модули постоянной памяти (МПП),

предназначенные для хранения системного

программного обеспечения.

В основу архитектуры вычислительной

системы положены сетевые топологии

коммутации модулей «двойная звезда» и

«полносвязная сеть» (рис. 1).

Схема, представленная на рис. 1, обес-

печивает повышение надежности благода-

Рис. 1.

Структурная схема сетевой

топологии БЦВС