Е.В. Глинская, Н.В. Чичварин
86
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2016. № 6
Основными факторами, обусловливающими актуализацию угроз ИБ в от-
ношении бортовых автоматизированных систем, являются:
увеличение функциональной нагрузки и возрастание сложности бортовой
вычислительной сети, лежащей в основе всего КБО;
резкое возрастание сложности контрольно-измерительной (сенсорной)
инфраструктуры перспективных двигательных установок и общесамолетных
систем, включающей распределенные сети интеллектуальных датчиков и бази-
рующейся в том числе на использовании беспроводных технологий;
агрегирование бортового и наземного оборудования информационного
обеспечения в рамках концепции авиационной безопасности CNS/ATM [3, 4];
децентрализация архитектуры построения систем автоматизированного
управления двигательными установками и общесамолетными системами, обес-
печивающая сокращение количества радиальных линий связи за счет перехода к
мультиплексным каналам [5];
значительная доля импортного радиоэлектронного оборудования со
встроенным программным обеспечением;
не декларированные возможности встроенного программного обеспече-
ния бортового радиоэлектронного оборудования.
Стали известными действия злоумышленников по вредоносному воздей-
ствию на ЛА. Так, на конференции
Hack In The Box
в Амстердаме, консультант
по безопасности из
n.runs AG
Хьюго Тесо сообщил о полностью достоверном
сценарии угона самолета с помощью простого Android-приложения. Восполь-
зовавшись преимуществом двух новых авиационных систем для обнаружения
уязвимости, сбора сообщений и эксплуатации, создав фреймворк (SIMON) и
приложение для Android (PlaneSploit), которые доставляют атакующее сообще-
ние системе управления полетом самолета (Flight Management Systems), он про-
демонстрировал возможность получить полный контроль над самолетом. Уча-
стившиеся локальные и региональные конфликты, в которых применяются со-
временное высокоточное оружие и средства РЭБ, угрожают почти напрямую
полетам гражданских ЛА. Таким образом, вопросы проектирования средств
обеспечения ИБ ЛА и ИБ средств связи, управления и навигации ЛА можно
считать актуальными.
Цель исследований и решаемые задачи.
В процессе подготовки статьи
проведен аналитический обзор доступных источников, позволивший устано-
вить, что для разработки средств обеспечения ИБ ЛА необходима строгая и хо-
рошо формализованная модель угроз. Известные подходы к ее построению ос-
нованы на вербальных оценках и обобщении мнений экспертов. При этом не-
возможно ограничить область адекватности теоретически возможными атака-
ми, т. е. обеспечить необходимую полноту модели. Кроме того, такие модели не
учитывают лавинообразно нарастающие сбои и отказы КБО (эффект домино).
Таким образом, целью настоящей работы является описание разработанной ме-
тодики формирования модели угроз ИБ КБО при лавинном нарастании атак.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: