Previous Page  2 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 12 Next Page
Page Background

Е.В. Глинская, Н.В. Чичварин

86

ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2016. № 6

Основными факторами, обусловливающими актуализацию угроз ИБ в от-

ношении бортовых автоматизированных систем, являются:

увеличение функциональной нагрузки и возрастание сложности бортовой

вычислительной сети, лежащей в основе всего КБО;

резкое возрастание сложности контрольно-измерительной (сенсорной)

инфраструктуры перспективных двигательных установок и общесамолетных

систем, включающей распределенные сети интеллектуальных датчиков и бази-

рующейся в том числе на использовании беспроводных технологий;

агрегирование бортового и наземного оборудования информационного

обеспечения в рамках концепции авиационной безопасности CNS/ATM [3, 4];

децентрализация архитектуры построения систем автоматизированного

управления двигательными установками и общесамолетными системами, обес-

печивающая сокращение количества радиальных линий связи за счет перехода к

мультиплексным каналам [5];

значительная доля импортного радиоэлектронного оборудования со

встроенным программным обеспечением;

не декларированные возможности встроенного программного обеспече-

ния бортового радиоэлектронного оборудования.

Стали известными действия злоумышленников по вредоносному воздей-

ствию на ЛА. Так, на конференции

Hack In The Box

в Амстердаме, консультант

по безопасности из

n.runs AG

Хьюго Тесо сообщил о полностью достоверном

сценарии угона самолета с помощью простого Android-приложения. Восполь-

зовавшись преимуществом двух новых авиационных систем для обнаружения

уязвимости, сбора сообщений и эксплуатации, создав фреймворк (SIMON) и

приложение для Android (PlaneSploit), которые доставляют атакующее сообще-

ние системе управления полетом самолета (Flight Management Systems), он про-

демонстрировал возможность получить полный контроль над самолетом. Уча-

стившиеся локальные и региональные конфликты, в которых применяются со-

временное высокоточное оружие и средства РЭБ, угрожают почти напрямую

полетам гражданских ЛА. Таким образом, вопросы проектирования средств

обеспечения ИБ ЛА и ИБ средств связи, управления и навигации ЛА можно

считать актуальными.

Цель исследований и решаемые задачи.

В процессе подготовки статьи

проведен аналитический обзор доступных источников, позволивший устано-

вить, что для разработки средств обеспечения ИБ ЛА необходима строгая и хо-

рошо формализованная модель угроз. Известные подходы к ее построению ос-

нованы на вербальных оценках и обобщении мнений экспертов. При этом не-

возможно ограничить область адекватности теоретически возможными атака-

ми, т. е. обеспечить необходимую полноту модели. Кроме того, такие модели не

учитывают лавинообразно нарастающие сбои и отказы КБО (эффект домино).

Таким образом, целью настоящей работы является описание разработанной ме-

тодики формирования модели угроз ИБ КБО при лавинном нарастании атак.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: