Background Image
Previous Page  6 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 11 Next Page
Page Background

в измерениях участвовали четыре оператора с примерно одинаковой

остротой ЗА, результаты испытаний затем усреднялись. Второй (кон-

тролирующий) оператор отмечал, суммировал и вычислял среднее ко-

личество неправильных ответов и среднее время, затраченное опера-

тором при неправильном различении вертикальных и горизонтальных

разрезов. Далее находилось отношение количества неправильных от-

ветов к общему количеству ответов (

K

= 4

×

48 = 192

), которое

переводилось в проценты по формуле

n

c

=

1

K

m

X

i

=1

n

i

100

,

где

n

с

— среднее количество ошибок, допущенных операторами при

рассматривании горизонтальных и вертикальных разрезов колец Лан-

дольта, %;

n

i

— количество неправильных ответов, сделанных

i

-м опе-

ратором;

m

= 4

— количество операторов;

K

= 192

— общее коли-

чество ответов. Среднее время вычислялось аналогичным образом по

формуле

t

oп

=

1

m

m

X

j

=1

t

j

100

,

где

t

оп

— среднее время, затраченное операторами на неправильное

различение разрезов, %;

t

j

— время, затраченное

j

-м оператором на

неправильные ответы при определении направления вертикальных и

горизонтальных разрезов колец Ландольта;

m

= 4

— количество опе-

раторов.

Второй вариант методики предусматривал выделение испытуемо-

му оператору фиксированного времени

t

н

для визуального определе-

ния направления разреза колец Ландольта: из практических соображе-

ний оно было принято равным

t

н

= 0

,

15

с (в лабораторных услови-

ях допустимое время реакции, например водителя, составляет около

0,2 с [9]). Цель экспериментов состояла в подсчете и вычислении (в %)

количества ошибок, допущенных испытуемым оператором в процессе

определения направления разреза колец Ландольта. Измерения выпол-

нялись тремя (с примерно одинаковой остротой ЗА) операторами для

получения более достоверных усредненных результатов (процедура

усреднения аналогична описанной выше).

Апробация методики и полученные результаты оценок для двух

вариантов психофизиологической напряженности зрительной деятель-

ности операторов при различных условиях структурной неоднородно-

сти внешней среды и параметрах яркостей тест-объектов

H

и слепя-

щих помех

L

ф

(с АСФ и без) показаны в табл. 1, 2.

126 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2015. № 1