Keywords
:
information systems semantics, information system pragmatics, metagraph,
hypergraph, metagraph information element, metavertex, metaedge, metagraph agent.
Введение.
Во второй половине прошлого века в рамках отечествен-
ной школы ситуационного управления был предложен подход к по-
строению информационных систем на основе прикладной семиотики.
Работы в этой области связаны, прежде всего, с именами Ю.И. Клы-
кова [1, 2] и Д.А. Поспелова [3, 4]. В частности в работе [1] отмечено,
что “принципиальное отличие семиотических операций от формаль-
ных состоит в том, что в них отражается не только синтаксис, но также
семантика и прагматика решаемых задач”.
Гибкость семиотического подхода по сравнению с формальным
Клыков объясняет, в частности, тем, что семиотический подход рас-
сматривает “класс формально-логических систем с переменной струк-
турой. В этой модели переменный характер имеют как аксиомы, так
и правила вывода. . . . Современная математика, как известно, имеет
дело со статическими формальными системами. . . ” [1].
В рамках семиотического подхода информационную систему мож-
но разделить на пассивную (семантика системы) и активную (прагма-
тика системы) части.
Семантика представляет собой базу данных и знаний, необходи-
мых для функционирования системы, а прагматика — набор действий,
процессов, которые могут выполняться в системе. К прагматике так-
же относятся цели системы, которые определяют требуемые наборы
знаний и действий.
В результате анализа источников можно сделать вывод о том, что
исторически существовало два подхода к понятию семантики инфор-
мационной системы, подход I постепенно трансформировался в под-
ход II.
Подход I. Семантика как отношение или соответствие.
Это
классический взгляд на семантику, который пришел в прикладную се-
миотику из общей семиотики. В частности, в работе [5] отмечено, что
в соответствии с взглядами одного из основателей общей семиотики
Ч. Морриса “семантика задает отношения между знаками и тем, что
они обозначают”.
В рамках прикладной семиотики Клыков отмечает, что “семанти-
кой знака являются правила, с помощью которых устанавливается со-
ответствие между объектами модели проблемной среды и объектами
реальной среды. Это соответствие имеет целенаправленный характер
и устанавливается в процессе обучения . . . ” [1].
Однако постепенно стало понятно, что ключевым элементом, обес-
печивающим соответствие, является структура данных, которая позво-
ляет хранить многообразие отношений, реализующих такое соответ-
ствие. Так появился подход II.
84 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2015. № 1