Background Image
Previous Page  2 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 17 Next Page
Page Background

Keywords

:

information systems semantics, information system pragmatics, metagraph,

hypergraph, metagraph information element, metavertex, metaedge, metagraph agent.

Введение.

Во второй половине прошлого века в рамках отечествен-

ной школы ситуационного управления был предложен подход к по-

строению информационных систем на основе прикладной семиотики.

Работы в этой области связаны, прежде всего, с именами Ю.И. Клы-

кова [1, 2] и Д.А. Поспелова [3, 4]. В частности в работе [1] отмечено,

что “принципиальное отличие семиотических операций от формаль-

ных состоит в том, что в них отражается не только синтаксис, но также

семантика и прагматика решаемых задач”.

Гибкость семиотического подхода по сравнению с формальным

Клыков объясняет, в частности, тем, что семиотический подход рас-

сматривает “класс формально-логических систем с переменной струк-

турой. В этой модели переменный характер имеют как аксиомы, так

и правила вывода. . . . Современная математика, как известно, имеет

дело со статическими формальными системами. . . ” [1].

В рамках семиотического подхода информационную систему мож-

но разделить на пассивную (семантика системы) и активную (прагма-

тика системы) части.

Семантика представляет собой базу данных и знаний, необходи-

мых для функционирования системы, а прагматика — набор действий,

процессов, которые могут выполняться в системе. К прагматике так-

же относятся цели системы, которые определяют требуемые наборы

знаний и действий.

В результате анализа источников можно сделать вывод о том, что

исторически существовало два подхода к понятию семантики инфор-

мационной системы, подход I постепенно трансформировался в под-

ход II.

Подход I. Семантика как отношение или соответствие.

Это

классический взгляд на семантику, который пришел в прикладную се-

миотику из общей семиотики. В частности, в работе [5] отмечено, что

в соответствии с взглядами одного из основателей общей семиотики

Ч. Морриса “семантика задает отношения между знаками и тем, что

они обозначают”.

В рамках прикладной семиотики Клыков отмечает, что “семанти-

кой знака являются правила, с помощью которых устанавливается со-

ответствие между объектами модели проблемной среды и объектами

реальной среды. Это соответствие имеет целенаправленный характер

и устанавливается в процессе обучения . . . ” [1].

Однако постепенно стало понятно, что ключевым элементом, обес-

печивающим соответствие, является структура данных, которая позво-

ляет хранить многообразие отношений, реализующих такое соответ-

ствие. Так появился подход II.

84 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2015. № 1