В табл. 8 выделены три системных уровня: управление КА; упра-
вление космическими комплексами (КК) и системами (КС) по целе-
вому назначению; управление орбитальными группировками (ОГ) КА
по целевому назначению.
Для системного уровня управления КА введены собственно уров-
ни управления КА и сетевые уровни, которые информационно симме-
тричны относительно физической среды передачи данных.
В правой части табл. 8 приведены задачи, решаемые на соответ-
ствующих уровнях управления КА.
На сетевых уровнях представлены обозначения в терминологии
моделей DoD и OSI, что весьма полезно для понимания с системотех-
нических позиций концептуальной модели построения и управления
объектами на основе методологии взаимодействия открытых систем.
Концептуальная модель представляет собой неформализованную де-
скриптивную модель, которая на описательном уровне с необходимой
полнотой отражает систему-прототип, в нашем случае — АСУ КА.
В нее включается модель системы управления и целевого при-
менения КА (определяет структуру системы и ее организационно-
технические особенности) и информационная модель (вводит уровни
и иерархию соответствующих уровням задач).
В отличие от традиционно принятого подхода к исследованию
больших систем рассмотренная модель позволяет:
•
рассматривать “борт” и “Землю” как объединение локальных
систем, построенных на унифицированных принципах (вводится си-
стема стандартизированных протоколов уровней);
•
обеспечить соответствие развития системы управления и целе-
вого применения ОГ КА мировым тенденциям в области системотех-
ники;
•
реализовывать традиционно используемые технологии обмена
данными между КА и наземными системами по линиям “борт–Земля”,
“борт”–ретранслятор–“Земля” и “борт–борт” на основе единых техно-
логических и информационных решений;
•
четко разделить задачи, решаемые разработчиками подсистем КА
и наземных служб, увязывая их универсальными системотехнически-
ми решениями;
•
рассматривать традиционно используемые РТС для передачи дан-
ных по линиям “борт–Земля” как космические модемы, инвариантные
к передаваемым по ним данным;
•
обеспечить надежность бортовых и наземных средств за счет
простоты резервирования объектов и трактов передачи данных;
•
обеспечить доступ операторов наземного комплекса к функцио-
нальным процессам КА, санкционирование и закрытие передаваемой
информации программными средствами.
54 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2011. № 4