Рис. 5. Результат корреляционной обработки
аномалиями от воздействия цуга корабельных волн. Более четко эта
структура видна на правой стороне рисунка. Здесь заметна тонкая
структура аномалий следа от корабельных волн в виде системы полос
разной толщины и интенсивности. При сравнении структур правой
и левой областей хорошо видна пространственная симметрия этих
структур относительно положения турбулентного следа.
На следующем этапе проводится корреляционная обработка полу-
ченной матрицы в целях выявления симметрии выделенных струк-
тур. Выполняемая математическая операция — свертка левой стороны
структуры следа с правой, при наличии симметрии дает максималь-
ный отклик в месте ожидаемого расположения аномалий от правой
стороны цуга корабельных волн. Результат такой обработки предста-
влен на рис. 5, где видны два корреляционных максимума, первый —
от автосвертки левой стороны структуры следа, второй — от свертки
левой стороны с правой.
Следует отметить, что по полученным таким образом данным, за-
регистрированным при нескольких пересечениях отстающего следа
(различного возраста) судна, можно получить достаточно точную ин-
формацию о его скорости, направлении движения и местоположении.
Данный метод при работе с аппаратурой, расположенной на су-
довой платформе, позволяет фиксировать изменения характеристик
взволнованной морской поверхности в относительно небольших обла-
стях. При размещении аппаратуры на аэроплатформе область наблю-
даемой морской поверхности может быть существенно расширена,
что позволит значительно увеличить производительность рассмотрен-
ного метода при наблюдении возмущений существенно большего мас-
штаба.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В у Ж., Х а й м б а х С. П., Х с у Ю. Л. Сканирующий прибор для исследова-
ния ветровой ряби на поверхности моря // Приборы для научных исследований.
– 1981. – № 8. – С. 120–126.
32 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2011. № 3