Как известно, с учетом симметрии коэффициентов корреляции,
матрица этих коэффициентов является симметричной относитель-
но главной диагонали, поэтому для выбранных моментов времени,
выделенных на рис. 3, по матрице определяются три коэффициен-
та взаимной корреляции
K
(
t
1
, t
2
)
,
K
(
t
1
, t
3
)
,
K
(
t
2
, t
3
)
— под главной
диагональю, три аналогичных коэффициента
K
(
t
2
, t
1
) =
K
(
t
1
, t
2
)
,
K
(
t
3
, t
1
) =
K
(
t
1
, t
3
)
,
K
(
t
3
, t
2
) =
K
(
t
2
, t
3
)
— над главной диагональю
и три единичных коэффициента автокорреляции
K
(
t
1
, t
1
)
, K
(
t
2
, t
2
)
,
K
(
t
3
, t
3
)
— на главной диагонали матрицы.
Исследовательское судно, на котором размещался СЛЛ, пересека-
ло свой кильватерный след в различные моменты времени. В услови-
ях проводимого натурного эксперимента этот след формировался при
длительном прямолинейном и равномерном движении судна на глубо-
кой воде и поэтому представлял собой область возмущенной морской
поверхности, практически симметричную относительно оси движения
судна.
На рис. 4 показан участок матрицы коэффициентов корреляции для
отстающего следа судна с возрастом
1
ч. На рисунке белой линией
обозначено предполагаемое положение турбулентного следа, основ-
ным источником которого являются возмущения от вращающегося
винта прошедшего судна. Слева и справа от него выделены участки
ожидаемых поверхностных аномалий от корабельных волн, образу-
ющихся при обтекании корпуса судна. На правой стороне рис. 4 эти
участки показаны отдельно в увеличенном масштабе и развернуты на
90
◦
и 270
◦
.
На рис. 4 ясно просматривается симметричность выделенных
участков и относительно турбулентного следа. Структура полос, ко-
торая видна на выделенных участках, обусловлена поверхностными
Рис. 4. Участок матрицы коэффициентов корреляции с симметричной струк-
турой
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2011. № 3 31