Keywords
:
fiber-optic gyro, coefficient of impact, technique for determination
of model parameters, ambient temperature, magnetic field strength, algorithmic
compensation of fiber-optic gyro errors.
Применение термина “модель погрешности гироскопа” связано с
разработкой унифицированного технического паспорта гироприбора,
стандартной методики оценки погрешностей гироскопов на стадии
изготовления и приемо-сдаточных испытаний, методики прогнозиро-
вания погрешности гироприбора и соответствующих методов алго-
ритмической компенсации погрешностей гироприбора в процессе его
эксплуатации. Погрешности традиционного гироприбора характеризу-
ются средней угловой скоростью отклонения его оси (вектора кинети-
ческого момента
Н
) в инерциальном пространстве, называемой скоро-
стью дрейфа, скоростью ухода или собственной скоростью прецессии
(ССП) гироскопа (град/ч, угл. мин/мин, угл. с/с) [1–3]. Для микромеха-
нических, оптических, волновых твердотельных и других гироскопов
величину, эквивалентную ССП, называют скоростью дрейфа нуля, или
сдвигом нуля.
В зависимости от времени и условий эксплуатации (перегрузки,
температуры, напряженности магнитного поля, давления окружающей
среды, радиации и др.) удобно записывать модель погрешности гиро-
скопа, используя понятие “удельная составляющая скорости дрейфа
(СД) гироскопа”.
Проиллюстрируем изложенное выше на примере модели погреш-
ности традиционного гироскопа в условиях действия линейной пере-
грузки [2]:
ω
(
n
)
др
=
i
=
m
X
i
=0
ω
i
(
g
i
)
n
i
,
(1)
где
g
— ускорение силы тяжести;
ω
i
(
g
i
)
— удельная составляющая
скорости дрейфа гироскопа, пропорциональная ускорению
g
в степе-
ни
i
= 0
, . . . , m
(наиболее часто ограничиваются значением
m
= 2
,
однако известны модели с
m
≥
8
).
Удельную составляющую скорости дрейфа традиционного гиро-
скопа определяют по формуле
ω
i
(
g
i
) =
M
i
(
g
i
)
H
,
где
M
i
(
g
i
)
— возмущающий момент, действующий на гироскоп;
Н
—
собственный кинетический момент гироскопа.
Значения составляющих
ω
i
(
g
i
)
рассчитывают на стадии проектиро-
вания гироприбора и определяют пути их уменьшения. После изгото-
вления гироприбора для установившегося режима его работы значения
ω
i
(
g
i
)
находят с помощью соответствующих методик при испытаниях
гироприборов на специальных стендах в заводских условиях или на
стартовых позициях [2].
74 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2014. № 3