Правовое регулирование ведения адресных баз данных сервиса электронной почты - page 3

В июле 2006 г. принят федеральный закон № 149-ФЗ “Об информа-
ции, информационныхтехнологияхи о защите информации”, заменив-
ший ранее действовавший закон “Об информации, информатизации и
о защите информации”. В новом законе предпринята попытка регули-
рования отношений в информационно-телекоммуникационныхсетях,
к которым, исходя из определения закона, можно отнести Интернет-
сервис электронной почты.
В частности, в п. 3 ст. 10 закона установлено, что “при использова-
нии для распространения информации средств, позволяющихопреде-
лять получателей информации, в том числе почтовыхотправлений и
электронныхсообщений, лицо, распространяющее информацию, обя-
зано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой
информации”.
В этой связи представляется полезным оценить перспективы регу-
лирования процедуры “определение получателей информации”. Пре-
жде всего, отметим, что в упомянутой статье использованный законо-
дателем термин “определять” не имеет ни легитимной, ни устоявшей-
ся в Интернет-сообществе семантики. Поэтому можно предположить,
что он охватывает и процедуру формирования баз данных адресов
получателей информации.
Таким образом, вновь принятый закон однозначно показывает, что
в российском обществе существует понимание необходимости зако-
нодательного регулирования методов, способов, технологий формиро-
вания баз данныхадресов потенциальныхполучателей электронных
сообщений.
Однако описанные и широко применяемые в настоящее время спо-
собы получения адресов могут нарушать права пользователей элек-
тронной почты, поскольку сведения об абонентахи ихпочтовыхадре-
сахявляются конфиденциальной информацией и подлежат защите в
соответствии с законодательством РФ (федеральные законы “Об ин-
формации, информационныхтехнологияхи о защите информации, “О
персональныхданных”, “О связи” и УК РФ).
Теоретически возможно легитимное получение адресов через web-
форму, подписного робота и т.п. Но в этом случае включение адреса
в список, по которому проводится рассылка, строго говоря, может
допускаться лишь при наличии надлежащей технической процедуры
подтверждения подписки. Эта процедура должна гарантировать соот-
ветствующее волеизъявление пользователя адреса и исключать воз-
можность попадания адреса в список рассылки (единичной или регу-
лярной) по инициативе третьихлиц.
Следует отметить, что в настоящее время единственной техноло-
гией, удовлетворяющей приведенным требованиям, является техно-
логия цифровой подписи. Однако в силу многихпричин, обсуждение
104 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2006. № 4
1,2 4,5
Powered by FlippingBook