на повышение эффективности спаминга и преодоление противодей-
ствия Интернет-сообщества незапрошенным рассылкам электронных
сообщений.
Описанная ситуация характерна, прежде всего, для процесса фор-
мирования баз данныхспам-адресов. Для целей спаминга адреса
обычно получают из источников, доступ к которым ограничен, одним
из следующихметодов
2
.
1.
Атаки со словарем
. При использовании этого метода сообще-
ния направляются по случайным адресам, которые формируются из
данныхэлектронныхсловарей: собственныхимен, имен с добавлени-
ем цифр, обычныхсочетаний имени и фамилии, распространенных
сочетаний слов и цифр, а также путем перебора простыхкоротких
сочетаний и т.п. Возвращение сообщения означает, что адрес не суще-
ствует.
2.
Метод аналогий
. При наличии у отправителя какого-либо адреса
возможна проверка существования близких, производных или анало-
гичным образом составленныхадресов. Существующие спам-листы
позволяют также провести сканирование всего домена на наличие дру-
гихадресов.
3.
Сканирование специальными программами Интернет-прост-
ранства
(web-сайтов, форумов, чатов, досок объявлений, Usenet
News, баз данныхWhois) в целяхпоиска случайным образом на
web-страницахсимволов “@”.
4.
Несанкционированное копирование баз данных сервисов, опера-
торов связи
и т.п. Кроме адресов, в этом случае достаточно часто
появляется дополнительная информация (персональные данные) об
адресате, которая позволяет создавать тематические базы данных.
5.
Несанкционированный доступ к персональным данным адреса-
тов
, включая адресные книги почтовыхклиентов, посредством ком-
пьютерныхвирусов и прочихвредоносныхпрограмм.
Следует отметить, что при использовании первыхтрехметодов не-
возможно получить какие-либо данные о получателе сообщения (важ-
ныхдля таргетинга), кроме его электронного адреса.
Таким образом, в связи с тем, что наличие адреса, с одной стороны,
является обязательным условием рассылки электронныхсообщений,
а, с другой стороны, способы ихполучения могут нарушать права
пользователей электронной почты, правовое регулирование такого ро-
да отношений является необходимым и приобретает принципиальное
значение.
2
Перечень методов неисчерпывающий; приводится по материалам различных
Интернет-сайтов.
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2006. № 4 103