разность между стоимостью капитала, внесенного акционером (вла-
дельцем доли) при создании предприятия, и стоимостью этой же доли
при ее возможной продаже. Если капитал был преумножен, то ме-
неджмент справился со своими задачами.
Отсюда следует, что менеджеры, работающие на преумножение
благосостояния собственников (акционеров), должны анализировать
свой каждый шаг с точки зрения его влияния на рост стоимости пред-
приятия.
Именно сейчас управление предприятием с позиций максимизации
стоимости бизнеса требует от менеджеров особого подхода, основан-
ного на стоимостном мышлении. Это также важно и потому, что не
только абсолютный финансовый результат функционирования пред-
приятия (чистая прибыль, в том числе и приходящаяся на одну ак-
цию), о чем уже говорилось ранее, но и относительные показатели
(рентабельность активов, инвестиций, собственного капитала, пока-
затели оборачиваемости и ликвидности, а также показатели динами-
ки доли рынка) не коррелируют с рыночной стоимостью достаточно
устойчиво, так как не учитывают:
— размеры реальных и финансовых инвестиций;
— величину чистого оборотного капитала;
— потребность предприятия в дополнительном финансировании;
— операционный, финансовый и иные риски, характерные для
предприятия.
Многообразие форм проявления конкурентных преимуществ и
конкуренции, как экономической категории, предопределяет необхо-
димость комплексного рассмотрения и классификации критериев и
параметров, определяющих конкурентоспособность объектов и субъ-
ектов экономической системы.
Одной из определяющих форм конкуренции является многомер-
ность этой категории. Одним из первых, кто раскрыл многоуровне-
вость конкуренции, явился М.И. Гельвановский [9]. По его мнению,
“на разных уровнях национальной хозяйственной системы понятие
конкурентоспособности характеризуется различными критериями, а
следовательно, эта категория должна и анализироваться и оценивать-
ся по-разному”.
На взгляд автора, стоит несколько изменить структуру многомерно-
сти конкуренции, предложенную М.И. Гельвановским, и ввести следу-
ющие уровни анализа конкуренции: конкурентоспособность товаров,
услуг и предприятий. Вместо конкурентоспособности отраслей в мо-
дель следует ввести конкурентоспособность кластеров, а четвертым
уровнем будет являться конкурентоспособность стран и систем.
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2006. № 2 53