управления качеством продукции, разработанных в СССР в 50-е годы
[2, гл. 13]). Под “системой качества” понимают совокупность органи-
зационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых
для общего руководства качеством на предприятии. Широкое распро-
странение при создании систем качества получают концепция TQM
(total quality management) — всеобщего управления качеством и кон-
цепция CWQC (company wide quality control) — управления качеством
в рамках компании. Из практики внедрения и сертификации систем
управления качеством на российских предприятиях известно, что не
менее трети сертифицированных предприятий относятся к внедрен-
ным системам качества формально, без понимания сути концепции
TQM. Для таких предприятий, пытающихся выйти со своей продук-
цией на внешний рынок, система качества служит лишь средством на
пути получения необходимого сертификата, требуемого внешними по-
требителями. Понятно, что формальное внедрение системы качества
и получение сертификата на данную систему и производимую про-
дукцию может служить лишь одним из необходимых, но отнюдь не
достаточным условием обеспечения конкурентоспособности предпри-
ятия. Заметный эффект достигается лишь при эффективном исполь-
зовании методов прикладной статистики [3], статистического прие-
мочного контроля, статистического регулирования технологических
процессов, планирования экспериментов и других статистических ме-
тодов обеспечения качества [2].
В конце ХХ в. многолетний западный и уже наработанный отече-
ственный опыт показали, что компании, сосредоточенные лишь на
отдельных показателях финансово-хозяйственной деятельности, на-
пример на прибыли за данный год или на обеспечении рентабельно-
сти, страдают близорукостью. Для российских предприятий типовыми
являются ситуации, когда при наличии прибыли предприятие является
неплатежеспособным, т.е. не может погасить свои текущие обязатель-
ства, и, наоборот, имея убытки, предприятие аккуратно рассчитывает-
ся с поставщиками, сотрудниками, государством и кредиторами. Уже
по этим примерам можно судить о том, что получение прибыли не мо-
жет рассматриваться как стратегическая цель и критерий успешности
функционирования предприятия. Но если не прибыль, то что же мож-
но принять в качестве цели и критерия эффективности деятельности
предприятия?
Научные исследования [8] и мировая экономическая практика под-
сказывают возможный ответ — рост благосостояния собственников
(акционеров, владельцев доли или пая) или, иначе, рост стоимости
бизнеса. В упрощенном случае этот рост может быть определен как
52 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2006. № 2