проводники, линии связи — интерфейсные шины, шины электропита-
ния и заземления и т.д.), ключевой проблемой кардинального повы-
шения надежности является диагностика сбоев, что непосредственно
связано с обнаружением и регистрацией источников сбоев в аппара-
туре.
Анализ отечественных и зарубежных исследований по данному
вопросу показал, что существуют многочисленные методы контроля,
направленные не на выявление и устранение источников сбоев, а на
результаты их проявления, при этом устраняется не сама причина (в
данном случае источник сбоев), а ее следствие, т.е. ошибка, вызванная
сбоем, оставляя тем самым потенциальную возможность существова-
ния в аппаратуре скрытых дефектов [13–15].
Перечень основных факторов, вызывающих сбои в аппаратуре,
приведен на рис. 1.
В сложных системах сбой может произойти как по причинам, свя-
занным с аппаратной частью системы, так и с программной. Процент-
ное соотношение числа сбоев по разным типам причин зависит от на-
значения системы, места расположения, условий эксплуатации, соот-
ношения аппаратной и программной составляющих, степени автома-
тизации и наличия терминалов, датчиков, исполнительных устройств
и многих других факторов.
Многие причины сбоев могут быть устранены на этапе проектиро-
вания, а на этапе эксплуатации устраняются последствия их проявле-
ния (рис. 2).
Наиболее исследованными являются вопросы надежности про-
граммного обеспечения и аппаратуры при воздействии внешней сре-
ды. При детальном техническом задании и при правильном проекти-
ровании систем сбоев по таким причинам быть не должно.
Рис. 1. Источники сбоев в аппаратуре
18 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2007. № 2