представлен на диаграмме Вольперта–Смита (рис. 5,
а
). Вращение век-
тора
Γ
1
(
t
)
происходит по ходу часовой стрелки с постепенным ростом
его модуля вследствие уменьшения потерь в своде горящего образца
ТТ. Хотя внешне положение спирали относительно начала координат
выглядит приемлемым, при вычислении скорости горения образца по
таким данным наблюдаются существенные гармонические пульсации
u
1
(
t
)
, что не характерно для процесса горения и вызвано рассогла-
сованием волноводного тракта в промежутке между сечениями I и II
(см. рис. 2) в строгом соответствии с приведенной ранее теоретической
зависимостью (см. рис. 4).
Для компенсации данного рассогласования разработан алгоритм
виртуального согласования, основанный на идентификации и компен-
сации не измеряемых в явном виде
S
-параметров, в частности эле-
мента s
11
, в соответствии с уравнением (9). Определяют эти скрытые
S
-параметры в результате поиска минимального значения взаимной
корреляционной функции (ВКФ)
B
=
T
0
Γ
1
(
s
11
, t
)
u
1
(
s
11
, t
)
dt,
(16)
где
Γ
1
(
s
11
, t
)
— скорректированный вектор коэффициента отражения;
s
11
— смещение годографа коэффициента отражения
Γ
1
(
t
)
на ком-
плексной плоскости. Интегрирование проводится по времени от на-
чала горения
t
= 0
до окончания горения
t
=
T
. Искомые значения
компонент вектора
s
11
, определяемые из массива возможных, соответ-
ствуют минимальному значению ВКФ.
В результате такого подхода удается определить
s
11
и скомпенсиро-
вать его влияние, что позволяет привести годограф
Γ
1
(
t
)
в максималь-
ное соответствие годографу
Γ
2
(
t
)
(рис. 5,
б
). При этом существенно
повышается точность определения скорости горения топлива (кри-
вая
1
, см. рис. 5,
в
) по сравнению со случаем несогласованного тракта
(кривая
2
); скорость горения, рассчитанная с использованием данных,
указанных в паспорте ТТ, показана кривой
3
(см. рис. 5,
в
).
Анализируя зависимость
2
(рис. 5,
г
), выявили, что относительная
ошибка измерения скорости горения без использования виртуального
согласования соответствует выражению (15) и может достигать значе-
ний порядка
±
40
%. Однако при использовании виртуального согласо-
вания относительная ошибка измерения снижается до
±
5
% (кривая
1
,
см. рис. 5,
г
). Из рис. 5,
г
видно, что относительная ошибка измерения
скорости горения соответствует относительной ошибке ИПС.
Выводы.
Проведен анализ влияния рассогласования фидерного
тракта измерительной установки на точность измерения скорости го-
34 ISSN 0236-3933. ВестникМГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2009. № 1