Экспериментальные исследования погрешностей Q-flex и Si-flex акселерометров…
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2017. № 3
17
Таблица 2
Значения вибрационной погрешности различных акселерометров Δ, μg/g
2
,
при воздействии ШСВ в диапазоне значений частоты 20…2000 Гц
Виды воздействий
σ
, g
АК-18
А-18
А-18Т
Е1
ШСВ1
7,39
23,5
–40,5
–
–116
ШСВ2
26
21,5
–
–5,7
83,8
ШСВ3
40,9
–6,5
14,9
–
58,4
ШСВ4
60,1 –84,2 Отказ
–
–27,8
Диапазон измеряемых ускорений, g
–
35
40
35
50
Вибрационная погрешность акселерометров при воздействии ШСВ оказалась
существенно меньшей максимальных значений вибрационных погрешностей при
воздействии синусоидальной вибрации. При воздействии с амплитудами, не
превышающими диапазон измеряемых ускорений, вибрационная погрешность
соответствует погрешности, указываемой производителями акселерометров. Что
касается прочности по отношению к ШСВ, отказ акселерометра произошел при
превышении амплитудным значением ускорения в 3,9 раза заданного диапазона
измеряемых ускорений, что свидетельствует о хорошем конструктивном запасе по
прочности к перегрузкам современных акселерометров.
Заключение.
Указываемое производителями значение вибрационной
погрешности современных акселерометров относится к ШСВ. При воздействии
синусоидальной вибрации на ряде частот вибрационная погрешность превышает
указываемую производителем в 4–100 раз для разных типов акселерометров.
Особенно опасным является диапазон значений частоты 1700…2000 Гц, в связи с
чем применение всех типов акселерометров, кроме АК-18, без амортизаторов, не
пропускающих вибрационные воздействия более 1500 Гц, является затруднитель-
ным. Вибрационная погрешность не зависит ни от материала маятника, ни от
диапазона измеряемых ускорений, ни от полосы пропускания акселерометра. По
сравнению с акселерометрами 20-летней давности заметное улучшение вибра-
ционной устойчивости отмечено только у акселерометра АК-18.
Акселерометры обладают вибрационной прочностью к воздействиям,
превышающим диапазон измеряемых ускорений не менее чем в 2,6 раза, что
достаточно для всех известных применений данных приборов.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Солунин В.Л.,
ред
. Высокоточные системы управления и приводы для вооружения и
военной техники. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999. 196 с.
2.
Алешин Б.С., Веремеенко К.К., Черноморский А.И., ред
. Ориентация и навигация под-
вижных объектов. М.: Физматлит, 2006. 424 с.
3.
Распопов В.Я., Матвеев В.В.
Основы построения бесплатформенных инерциальных
навигационных систем. СПб.: ОАО «Концерн–ЦНИИ «Электроприбор», 2009. 278 с.