1 / 7 Next Page
Information
Show Menu
1 / 7 Next Page
Page Background

ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2017. № 3

13

УДК 531.768.004.14

DOI: 10.18698/0236-3933-2017-3-13-19

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОГРЕШНОСТЕЙ

Q-FLEX И Si-FLEX АКСЕЛЕРОМЕТРОВ ПРИ МЕХАНИЧЕСКОЙ

ВИБРАЦИИ

Ю.Ю. Колбас

tigra-e@rambler.ru

А.В. Томилин

nilinot@mail.ru

М.В. Ладонкина

actavia@mail.ru

АО «НИИ «Полюс» им. М.Ф. Стельмаха», Москва, Российская Федерация

Аннотация

Ключевые слова

Приведены результаты экспериментальных исследо-

ваний отечественных Q-flex (АК-18), Si-flex (А-18,

А-18Т) и зарубежных Q-flex (Е1) акселерометров в

условиях воздействия гармонической и случайной

механической вибрации. Исследования показали, что

отечественные акселерометры имеют большую устой-

чивость, но меньшую прочность по отношению к

вибрации. Установлено, что полоса пропускания

акселерометра не влияет на вибрационную погреш-

ность, которая имеет максимумы в диапазоне значе-

ний частот 600…800 Гц и 1800…2000 Гц. Вибрацион-

ная погрешность возрастает при больших амплитудах

вибрации. Преобразователь напряжение–код имеет

погрешность на частоте преобразования, вызванную

стробоскопическим эффектом. Сделан вывод, что

использование большинства современных Q-flex и

Si-flex акселерометров без амортизаторов затруднено

Акселерометр, смещение нуля,

вибрационная погрешность

Поступила в редакцию 14.10.2016

©МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017

Введение.

В настоящее время «сухие» (незаполненные жидкостью) акселеро-

метры широко применяют в бесплатформенных инерциальных навигационных

системах (БИНС) летательных аппаратов различных видов [1, 2]. По сравнению

с гироинтеграторами и поплавковыми акселерометрами, «сухие» акселерометры

не требуют термостатирования, имеют существенно меньшую массу [3] и стои-

мость. В то же время им присущи большие нестабильности и невоспроизводи-

мости смещения нуля, а также большие вибрационные погрешности. Теория

возникновения вибрационных погрешностей в «сухих» акселерометрах, а также

экспериментальные результаты измерений вибрационных погрешностей суще-

ствовавших в то время приборов приведены в работе [4]. Было установлено, что

«сухие» акселерометры имеют вибрационную погрешность около 60 μg/g

2

при

вибрации в диапазоне частот 300…1000 Гц, вызванную моментом трения в опо-

рах, и примерно 160 μg/g

2

при вибрации в диапазоне частот 1500…2000 Гц, вы-

званную колебаниями, возникающими в газе между маятником и торцевыми

поверхностями корпуса акселерометра [4].