Т.С. Аббасова
96
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2017. № 1
3. Средняя доступность ресурсов и сервисов ВК, %,
и.с
Д Д
.
i
S
N
(7)
Здесь
и.с
N
— число обслуживаемых информационных систем; Д
i
— доступность
i
-й системы, %,
предост
недост
предост
(
–
) 100%
Д
,
i
i
i
i
t
t
t
(8)
где
предост
i
t
— общее время предоставления сервиса доступа к
i
-й информацион-
ной системе;
недост
i
t
— общее время недоступности сервиса доступа к
i
-й ин-
формационной системе.
Следовательно, доступность ресурсов и сервисов ВК определяет долю согла-
сованного времени обслуживания, которая измеряется в процентах и характе-
ризует в течение какого времени информационный сервис (система) доступен.
Так, доступность 95 % при согласованном времени обслуживания 8 × 5 означает,
что сервис простаивает 2 часа в неделю (5 % от 40 ч).
4. Доля защищенных ВК, вычислительных систем, сетей и баз данных
защ
защ
Д
100%,
N
N
(9)
где
N
защ
— число защищенных вычислительных систем, сетей и баз данных;
N
— общее число вычислительных систем, сетей и баз данных, подлежащих за-
щите.
В таком случае защищенность рассматривается как общая политика кон-
троля электромагнитной совместимости и информационной безопасности те-
лекоммуникационного оборудования.
5. Доля аттестованных ВК, вычислительных систем, сетей и баз данных
атт
атт
Д
100%,
N
N
(10)
где
N
атт
— число аттестованных вычислительных систем, сетей и баз данных;
N
— общее число вычислительных систем, сетей и баз данных, подлежащих
аттестации.
При аттестации ВК, систем и баз данных учитываются не только требования
ГОСТа на значения показателей качества услуг связи на этапах взаимодействия
с потребителем, но и требования стандартов к среде передачи данных ВК и си-
стем (ISO/IEC 24764, TIA-942, ISO/IEC 14763-2, ISO/IEC 11801, ISO/IEC 14763-3,
IEC 61754-7, TIA-604-5).
Соотношения (5)–(10) можно рекомендовать для оценки потребительских
свойств и состава показателей качества телекоммуникационных услуг ВК на ос-
нове ЦОД при корректировке национальных стандартов.