поставщика, самой компании и потребителя, когда все создают единую
электронную цепочку поставок, в которой потребитель может управлять
складом своего поставщика, формируя заказ на производство. Только на
этой стадии и начинается использование интернет-технологий во взаи-
модействии между хозяйствующими единицами, собственно интернет-
бизнес, о котором сейчас так много говорят.
Единая для поставщика, производителя и потребителя цепочка упра-
вления производственными процессами резко снижает затраты на вза-
имодействие, а это приводит к сокращению общих расходов на произ-
водство. Трансформация компании происходит на следующей, третьей
стадии, когда многие бизнес-процессы полностью автоматизируются, а
другие сильно упрощаются или вообще уходят в прошлое.
Тогда руководство определяет основные и неосновные функции ком-
пании, передавая последние на аутсорсинг другим компаниям, специа-
лизирующимся в этой области. Все остальное — маркетинг, логистику,
производство, закупки для производства, даже финансы — компания мо-
жет отдать на аутсорсинг и затем потреблять в качестве услуг.
В результате сотрудничать и конкурировать на рынках начинают не
организованные структуры, которые сейчас представляют компании, а
чистые know-how и владеющие ими брэнды.
Но, если для традиционных компаний естественным путем являет-
ся все же последовательное прохождение всех трех этапов интеграции,
то многие интернет-компании уже при запуске попадают на эту третью
стадию.
Наконец, на четвертой стадии развития мы вообще перестаем гово-
рить о компании в традиционном понимании этого слова. Поскольку в
новой экономике резко снижаются барьеры входа на рынки и все, что
требуется для включения в бизнес нового направления (раскрученный
брэнд, know-how и хорошая клиентская база), то даже не компании, а их
модули, содержащие лишь know-how, будут соединяться в цепочки доба-
вления стоимости. Новые технологии приведут к распространению схе-
мы, при которой конфигурацию продукта формирует не производитель, а
заказчик. Размещение заказа будет автоматически запускать производство
товара в нужной конфигурации. Так что единственная цель комбинации
модулей в новую виртуальную компанию будет отвечать текущему мо-
менту, сиюминутным запросам потребителя.
Одним из основных принципов действия новых рынков становится
отход от традиционного маркетинга, основанного на изучении запросов
нескольких статично определенных групп потребителей. Получая воз-
можность собирать детальную информацию о каждом клиенте и посто-
янно держать с ним связь, компания может персонализировать предлага-
емые продукты и услуги. Теперь компания, а не посредник владеет более
полной информацией о клиенте, и это позволяет ей эффективно исполь-
зовать каналы прямых продаж, тем самым значительно сокращая и свои
издержки, и стоимость товара для конечного пользователя. Это модель но-
вого рынка, ориентированного на потребителя, использующего иные, чем
прежде, схемы во взаимодействии компаний как друг с другом (business-
to-business), так и с конечными потребителями (business-to-consumer или
consumer-to-business).
В связи с этим многим руководителям традиционных компаний при-
дется серьезно пересмотреть свои взгляды на кадровую политику. Из-
124 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2010. № 1