циональном и межгосударственном уровнях должно происходить обяза-
тельно под контролем соответствующих государственных органов, кото-
рые определяют, не приведет ли объединение к возникновению монопо-
лии, которая со временем снизит качество и разнообразие услуг.
Таким образом, государства, стремящиеся занимать передовые пози-
ции в мировом сообществе, должны разрабатывать и реализовывать эф-
фективную национальную информационную политику и рассматривать
ее как приоритетную задачу государственного управления по обеспече-
нию перехода к информационному обществу демократического типа.
Сегодня традиционная экономика отступает под натиском новой эко-
номики, в которой будут другие отношения между компаниями, иные
структуры самих компаний и стандарты управления ими. Переход к но-
вой экономике начался еще в 90-х годах XX в., когда произошла либера-
лизация рынков, глобализация стандартов и появилось новое цифровое
пространство.
Необходимо понять, как под воздействием этих факторов должна из-
мениться традиционная компания, чтобы стать успешной и в новых эко-
номических условиях.
Производя добавочную стоимость, компания потребляет осязаемые
ресурсы, например такие, как труд и сырье, и неосязаемые — такие как
информация, и несет при этом определенные затраты. В традиционной
экономике доля неосязаемых затрат, в том числе расходов на поиск ин-
формации, постоянный обмен ею с партнерами, регулярный мониторинг
действий конкурентов, составляет существенную часть издержек компа-
нии.
Доля расходов на взаимодействие в общих издержках компаний тра-
диционной экономики достигает в развитых странах, например в США,
пятидесяти и более процентов. В странах переходной экономики, к ко-
торым относится и Россия, ситуация еще хуже, поскольку бартер, необ-
ходимость выстраивать длинные обменные цепочки, включающие массу
посредников, поднимает расходы на взаимодействие до запредельных вы-
сот.
Барьеры для конкуренции стали рушиться под напором сразу не-
скольких факторов, усиливающих влияние друг друга: стандартизации
деловых процессов, продукции, форматов передачи данных и даже язы-
ка общения (повсеместного использования английского), все большего
распространения общего цифрового пространства, частью которого явля-
ется Всемирная сеть, и, наконец, уменьшения затрат на взаимодействие
между компаниями. Снижение барьеров для конкуренции ускоряет либе-
рализацию рынков, следствием чего стала резко возросшая мобильность
капитала. В результате стоимость координации действий компаний и лю-
дей упала ниже стоимости контроля. Все это в совокупности положило
начало изменениям во взаимоотношениях между всеми субъектами эко-
номики.
Выделяют четыре стадии процесса. На первой стадии компания ис-
пользует сеть только как дополнительный маркетинговый канал и дело,
как правило, ограничивается созданием сайта и базы данных клиентов.
Никаких принципиальных изменений ни в поведении, ни в структуре ком-
пании на этой стадии еще не происходит, но и эффект от использования
сети невелик. На второй стадии Интернет становится уже инструмен-
том бизнеса, связывая бизнес-процессы трех ключевых фигур рынка —
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2010. № 1 123