Многофункциональный аэродромный радиолокатор по технологии сверхкороткоимпульсной радиолокации - page 2

недостаточная стабильность получаемого изображения, что препят-
ствует совмещению с векторной картой аэропорта и выделению по-
тенциально уязвимых областей;
существенная метеозависимостьтехнических средств, что лишает воз-
можности полноценно функционироватьне только оптические, но и
радиолокационные системы миллиметрового диапазона длин волн [4]
в условиях сильного дождя или мокрого снега.
Вместе с тем, в настоящее время разработана и прошла цикл испытаний
технология сверхкороткоимпульсной радиолокации (СКИРЛ), позволяющая
получитьширокую линейку многофункциональных радиолокационных ком-
плексов, лишенных указанных недостатков [5–8]. Созданная в ходе работ
кооперация позволит в ближайшее время наладитьсерийный выпуск мно-
гофункциональных РЛС. Результаты, полученные в ходе натурных испыта-
ний экспериментального образца РЛС, выполненного по технологии СКИРЛ,
проводившихся на летных полях различных аэродромов в 2006–2007 гг., под-
тверждают достоинства сверхкороткоимпульсных РЛС.
Фото маневрирующего на РД самолета Ан-24 и соответствующее РЛИ
представлены на рис. 1 (см. 3-ю полосу обложки). На РЛИ хорошо видны
габаритные размеры и ориентация ЛА, кроме того, контрастно выделяется
граница между травой летного поля и бетоном РД.
На рис. 2 (см. 3-ю полосу обложки) приведен фрагмент лоцируемой сце-
ны (оптическое изображение): объекты летной техники, человек, идущий
влево, и различные типы подстилающей поверхности (трава и бетон).
На рис. 3,
а
(см. 3-ю полосу обложки) приведен фрагмент РЛИ человека,
находящегося на границе травы и бетона стоянки ЛА; в правом верхнем углу
наблюдается интенсивное отражение от ЛА, в нижней части хорошо заметна
граница травы и бетона РД. На рис. 3,
б
представлен тот же фрагмент РЛИ
после проведения процедуры СДЦ.
Селекция проводиласьметодом межобзорной обработки (СДЦ по поло-
жению) с последующей пороговой обработкой изображения (порог настраи-
вался вручную). Поскольку эффективная площадь рассеяния (ЭПР) объекта
мала (порядка 1 м
2
)
, то селекция фона отражений от ЛА традиционными
методами неэффективна. Низкая скоростьдвижения объекта (около 1 м/с) не
позволяет выделитьего процедурами черезпериодной компенсации (ЧПК).
Используемая в РЛС с сверхкороткими импульсами (СКИ) процедура СДЦ
по положению не имеет “слепых” скоростей и позволяет селектироватьпо-
сторонние неподвижные предметы (путем сравнения текущего РЛИ с запи-
санным эталоном).
Возможности определения и распознавания типа транспортного средства
по РЛИ и дальномерному портрету сцепки грузовиков показаны на рис. 4 (см.
4-ю полосу обложки). На РЛИ отчетливо наблюдаются раздельно сигналы от
автомобиля и прицепа (показаны красным). На этом же рисунке отчетливо
видна группа людей (желтый цвет), наблюдаемая в непосредственной бли-
зости от цели со значительной ЭПР (что иллюстрируется осциллограммой).
Из рис. 5 (см. 4-ю полосу обложки) видны возможности наблюдения ЛА
малой авиации на грунтовом аэродроме, по РЛИ можно определитьтип ЛА.
Возможности наблюдения посторонних предметов с малой ЭПР на лет-
ном поле следуют из рис. 6 (см. 4-ю полосу обложки). Применение межоб-
зорной обработки позволяет выделятьпредметы в автоматическом режиме.
В ходе испытаний было подтверждено, что электромагнитное излучение
РЛС с СКИ не создает помех бортовым и аэродромным радиотехническим
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2007. № 4 121
1 3
Powered by FlippingBook