ние штатива и специальной панорамной головки, цифрового фотоаппа-
рата, объектива (широкоугольного или типа Fisheye), спускового тро-
сика для фотокамеры. По завершении процесса фотосъемки создается
равноугольная проекция в соответствии, например, с программным
продуктом PTGui [10]. Эта программа имеет богатый спектр средств
для создания панорам, и обладает понятным интерфейсом. Процесс
склейки с использованием базовых возможностей PTGui выглядит сле-
дующим образом:
— загрузка исходных изображений, причем порядок изображений
требуется соблюдать слева направо (так как съемка проходит в не-
сколько рядов), т.е. сначала 1-й кадр первого ряда, затем тот кадр
первого ряда, который находится правее и так до конца ряда; тот кадр
второго ряда, который был под 1-м кадром первого ряда и т.д.;
— кадрыс ориентацией камерыв зенит и в надир вставляются
последними;
— автоматическая склейка.
Если же итоговый этап не прошел успешно, а на полученном изо-
бражении присутствуют искажения (расхождение контрольных точек),
то требуется ручная привязка отдельных элементов панорамы по ха-
рактерным точкам (эту процедуру желательно проводить каждый раз
в качестве проверки для получения высококачественной виртуальной
панорамы).
Для создания конечных файлов используется программа сшивания,
предназначенная для непрерывного бесшовного панорамного изобра-
жения из серии исходных фотоснимков. При этом выполняются по-
следовательно следующие основные операции: преобразование исход-
ных фотоснимков к виду, пригодному для сшивания, т.е. приведение к
цилиндрической или сферической проекции; сшивание, т.е. совмеще-
ние одинаковых элементов, находящихся в смежных общих областях
снимков; смешивание изображений с целью выравнивания их яркости,
контрастности и цветовой тональности.
Демонстрировать виртуальные панорамы на экране монитора по-
зволяют специально предназначенные для этой цели программы —
вьюеры. Стандарт QTVR (QuickTime Virtual Reality) используется
“просмотрщиками” DevalVR и QuickTime как основной формат для
демонстрации высококачественных полноэкранных сферических па-
норам [10]. Достаточно универсальный стандарт Flash может также
использоваться для показа панорам. Однако виртуальные панорамы
в формате Flash на перспективное изображение не скорректированы,
иными словами, Flash позволяет лишь “прокручивать” панорамные
изображения, оставляя их плоскими.
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2013. № 4 69