Таблица 1
Достоинства
Нед тки
Простота и небольшая масса конструк-
ции
Ограничения на параметры обслужива-
емых орбит
Выполнение компланарных операций
без включения двигателя
Для операций со стыковкой необходимо
фазирование орбит
Возможность многократного примене-
ния
Для некомпланарных операций требует-
ся включение двигательной установки
Универсальность
Экологическая чистота проводимых в
окрестности орбитальной станции экс-
периментов
Скрытность проведения транспортных
операций
и локальных операций транспортного обслуживания различных КА.
Управляемое перемещение научных моделей в окрестности ОС без
использования двигательной установки обеспечивает экологическую
чистоту проведения экспериментов. Выполнение транспортных опе-
раций без использования двигательной установки гарантирует скрыт-
ность проведения этих операций.
В зависимости от поставленной задачи транспортного обслужива-
ния целесообразно использовать тот или иной режим относительного
движения ТС (равновесный стационарный, колебаний или вращений
вокруг центра масс). Для решения ряда задач весьма перспективен
равновесный стационарный режим движения ТС, когда при движении
связки она все время ориентирована по местной вертикали. В случае
применения этого режима реализуется устойчивое движение связан-
ных объектов ТС [2]. Однако обслуживание КА с нулевой относитель-
ной скоростью возможно только при его движении по эллиптическим
орбитам и при определенном соотношении между параметрами ТС.
Возможности ТС для выполнения транспортных операций в космо-
се значительно расширяются в случае применения режимов колебаний
и вращения ТС вокруг центра масс, особенно, если обслуживание КА
должно осуществляться при ограничениях на относительную скорость
в процессе обслуживания. В табл. 2 приведены значения относитель-
ной скорости
v
отн
в процессе обслуживания КА на круговых орбитах
с использованием режима колебаний ТС с амплитудой
Δ
ε
для различ-
ных длин троса
D
в случае движения базового объекта (БО) связки по
орбите радиусом
r
0
= 6671
км.
Из табл. 2 следует, что при увеличении амплитуды колебаний ТС до
Δ
ε
= 60
◦
относительная скорость в момент обслуживания КА умень-
шается практически до нулевого значения. При этом обслуживание
120 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2010. № 3